В конце минувшей недели в Москве без особой помпы, скорее как-то незаметно, завершился японский фестиваль аниме. Это событие проходило в рамках японо-российского культурного обмена уже в третий раз, хотя называть его "фестивалем японской анимации" было бы не совсем корректно уже в прошлом году, когда в фестивальную программу были включены два корейских мультфильма. На этот раз корейская картина всего одна, но какая! Футуристический эпос "Фантастические дни" режиссера Мун-Сенг Кима выбран для номинации на "Оскар" в следующем году. В России фильм шел в прокате, на фестивале же он был показан на широком экране в последний раз.
Для корейцев производство фильма такого уровня стало беспрецедентным событием: тамошняя анимационная индустрия состоит из крохотных студий, в основном выполняющих иностранные заказы. Проект "Фантастические дни" – первый случай, когда разрозненные команды объединились для работы над одной значительной, насыщенной визуальными находками картиной, в которой активно переплетаются три различных технологии: традиционная рисованная мультипликация, компьютерная графика и съемки макетов-миниатюр. На фестивале было показано 14 анимационных картин разных жанров, рассчитанных на различную возрастную аудиторию. Особое внимание привлек "Изгнанник" (Last Exile) – фантастический сериал студии Gonzo, чья команда аниматоров произвела в конце 90-х революцию в аниме, впервые соединив традиционную рисованную анимацию с трехмерными цифровыми технологиями при создании сериала "Последняя подлодка" (Submarine 6). В "Изгнанике" (режиссер Махиро Маэда, 2003 г.) совмещение трехмерной и двумерной графики представляет собой уже отработанную технологию, на которую теперь ориентируются и другие японские студии. Это лучшая работа знаменитой студии: атмосферное, пропитанное романтизмом приключение с нетривиальным сюжетом. Из новинок японской анимации на фестивале была показана "Школа убийц" (Gunslinger Girl) Морио Асака, в котором переосмысливается давно знакомый любителям аниме жанр "девочки и пушки". Раздвигая его границы, Асака совершает головокружительный скачок в область запретов и табу, которой до сих пор не касался карандаш аниматора. Сюжет: правительство Италии финансирует секретный отдел, чьи сотрудники физически устраняют мафиози и неугодных правящей партии политиков-экстремистов. Непосредственными исполнителям являются девочки-сироты, подобранные или выкраденные агентами отдела. Память этих детей почти полностью очищена от воспоминаний о прежней жизни, тела усилены искусственными имплантантами; девочки запрограммированы на беспрекословное повиновение "старшим братьям" – мужчинам-наставникам. Но глубоко внутри живые машины для убийства остаются беспомощными, подавленными, используемыми детьми... Из других новинок отмечу "D: Жажда крови" (Vampire Hunter D: Bloodlust) режиссера Ёсиаки Кавадзири – вольное продолжение картины "D: охотник на вампиров" (который тоже был показан на фестивале), раскрывающий вселенную "готических" романов Хидэюки Кикути во всем ее мрачном великолепии. Изящный, утонченный облик персонажей разработал Ёситака Амано – художник, знаменитый своими иллюстрациями к играм серии Final Fantasy и японским изданиям книг Майкла Муркока. В роскошный мир технофэнтези, где нашлось место для оккультных созданий, магии, биороботов и космических кораблей, вдохнули жизнь аниматоры студии Madhouse ("Х", "Аниматрица"). Одно из главных событий в японской анимации 2000 г., эта экранизация отмечена Международным обществом изучения вампиров (есть и такое) как "исторически важное и социально значимое явление, способное повлиять на восприятие вампира в XXI веке". Что касается классического "D: охотника на вампиров" (Vampire Hunter D) – фильма Асида Тоё 1986 г., – эта первая экранизация романа Хидэюки Кикути заслуженно считается классикой аниме 80-х годов. Среди относительных новинок – "Парящий на ветру" (The Boy Who Saw the Wind), режиссер Кадзуки Омори. Его действие разворачивается в фэнтезийной стране, напоминающей европейские государства в период между мировыми войнами: огромные дирижабли бороздят небо над сочными лугами и живописными деревушками, а злые гении дни и ночи напролет конструируют бомбы, способные уничтожить весь мир. Картина снята по роману британского писателя С.Николя, последние годы живущего и работающего в Японии; творчество данного автора, кстати, вдохновило прославленного Хаяо Миядзаки внести в фильм "Летающий замок Лапута" сцены в уэльской шахтерской деревушке. Помимо этого фестивальная программа порадовала и ретроспективным взглядом на японскую анимацию 80-х и 90-х годов. Показан "Sin: Создатели монстров" (Sin: The Movie) режиссера Ясунори Урата – фильм, основанный на знаменитой компьютерной игре Sin: мегаполис Фрипорт балансирует на грани криминального коллапса; единственная сила, не позволяющая огромному городу рухнуть в пучину полного беззакония, – отряд специального назначения "Хардкорпс", возглавляемый полковником Джоном Блейдом. Ясунори Урата ("Хеллсинг: война с нечистью") достойно распорядился бюджетом, поставив зрелищный научно-фантастический боевик, соответствующий всем канонам жанра. Но особое внимание привлекла знаменитая картина Хидэки Такаяма "Уроцукидодзи: легенда о Сверхдемоне" (Urotsukidoji) 1987 года. Это, пожалуй, единственный настоящий шедевр жанра хентай – аниме для взрослых, насыщенного сексуальным контекстом. В отличие от подавляющего большинства эротических поделок, в "Уроцукидодзи" налицо качественная анимация – признак внушительного бюджета, и, что совсем уж необычно, лихо закрученный фантастический сюжет с налетом мистики и оккультизма увязывает здесь шокирующие сцены секса и насилия во внятную и последовательную историю, захватывающую с первых минут. Или, все-таки, дело тут в омерзительных чудовищах с разноцветными щупальцами, питающих определенную слабость к беззащитным японским школьницам?.. Помимо этого на фестивале можно было увидеть и такую признанную классику аниме как "Герои пяти планет" (Five Star Stories) Кадзуо Ямадзаки (1986 год). Если в японской популярной культуре и есть что-то, напоминающее "Дюну" Фрэнка Герберта, – то это эпическая манга "Герои пяти планет" художника Мамору Нагано. Издающаяся вот уже 18 лет космическая сага экранизирована в виде фильма, ставшего для многих зрителей своеобразным пропуском в мир Джокера и первым знакомством с его обитателями. Несмотря на принадлежность к масштабной "космоопере", картина имеет законченный сюжет и вполне может рассматриваться как самостоятельное произведение. Обязательного упоминания заслуживает саундтрек, написанный известным композитором, арфистом Томоюки Акасавой, – он придает и без того величественному повествованию особый размах. Хитом ретроспективной программы стал "Лабиринт сновидений" (Manie-Manie Meikyu Monogatari) режиссеров Кацухиро Отомо, Ринтаро, Ёсиаки Кавадзири, трилогия 1987 года. Экспериментальная экранизация сразу трех новелл, написанных фантастом Таки Маюмура, входит в золотую коллекцию японской анимации. Все три режиссера "Лабиринта" – признанные корифеи аниме, а тогда, во второй половине 80-х, они были восходящими звездами, которым посчастливилось воплотить на экране свои самые фантастические мечты. Не будучи жестко ограниченными рамками сценария, вовсю пользуясь творческой свободой, Отомо, Кавадзири и Ринтаро создали на студии Madhouse впечатляющий, оригинальный образчик авторской анимации. Со дня премьеры на Токийском международном фестивале фантастического кино прошло много лет, но время над этой картиной не властно: она остается неизменно актуальной и привлекательной. |
Иван КУЛИКОВ, 22 ноября, 05:38