Внутри матрицы, а не Матрица


Братья наши Вачовски окончательно, похоже, слились со своим главным в жизни проектом в виртуальном экстазе. Уже не важно, окажутся сборы "Матрицы: Перезагрузки" абсолютно рекордными или нет, она все равно будет главным фильмом первого полугодия и посмотрит ее в итоге абсолютное большинство народонаселения планеты, независимо от настроения рецензий и количества фанатов первой части. Ибо это классика. Живая, яркая, изменчивая и пляшущая на экранах здесь и сейчас.

 

Вокруг столь знаменитого проекта закономерно складывается талантливая команда не только в кинематографическом плане, но и в политическом, а все возрастающая культовость оправдывает глобалистские замашки ее создателей.

В "Перезагрузке" одержимый мировым господством экс-агент Смит прорвался в человеческом обличье в реальный мир. Подобно ему и "Матрица" ловко покинула пределы кинематографа.

Компьютерный блокба$тер, игра "Enter the Matrix", делавшаяся в тесном сотрудничестве с самими Вачовски, уже успела разойтись миллионным тиражом. И вот только что знаменитые деятели аниме-мультипликации дорисовали анимационный мегапроект Animatrix.

Тенденция к "многомерному" искусству становится все более очевидной. Раньше успешные фильмы спонтанно обрастали компьютерными играми, мультфильмами и прочими сайд-проектами. Потом игры, осененные лейблом потенциального блокба$тера, стали делать параллельно со съемками фильма. Но все эти мультикультурные серии чаще всего оказываются скорее сопроводительным "мерчандайзом по мотивам", неприкрытой попыткой вытянуть из потребителя еще одну дохлую нитку.

"Матрица" же вместе со своими кинематографическими продолжениями, игрой и мультсериалом образует цельный и крепкий клубок, отдельные фрагменты которого не получится воспринимать в отрыве от общей гармонии.

"Аниматрица", помимо разумного статуса "must see" для фанатов и ценителей, обладает и солидной энциклопедической ценностью. Она обещает продолжить множество сюжетных ответвлений, поначалу воспринимавшихся как нестыковки фильма, и пролить свет на ряд общих мест, на которых покоится отливающая болотно-зеленым блеском вселенная "Матрицы".

"Аниматрица" – это сборник из девяти короткометражных рисованных сюжетов, прямым образом не связанных ни с киноосновой, ни между собой. Два из них (Second Renaissance – "Второе Возрождение" в двух частях) просто дают пищу для размышлений в энциклопедическом стиле, хотя и с художественной экспрессивностью. Нам наконец-то красочно и убедительно расскажут, как началась эпохальная война между людьми и машинами и зачем последним было порабощать плоть и разум поверженных царей природы. Человек, что характерно, выступает здесь далеко не обиженной божьей овечкой, но неразумным виновником собственного апокалипсиса. Еще один эпизод – "The final flight of Osiris" ("Последний полет Осириса") – единственный из всех появился на широком экране. "Аниматрица" изначально задумана как видеопроект и выходит исключительно на DVD. Но "Полет Осириса" не так давно демонстрировался зрителям перед началом нового чернушного ужастика "Пункт назначения-2" в качестве промоушена "Аниматрицы", равно как и нацеленной на явно более широкую аудиторию "Перезагрузки". Вторая часть "Матрицы" открывается взявшимся будто бы из ниоткуда известием о начале массированного наступления армии землероек на населенный свободными людьми Зион. "Последний полет Осириса" как раз и рассказывает о том, как экипаж одного из боевых кораблей обнаружил рой клацающих в предвкушении человечьего мяса машин и, героически пожертвовав собой, передал в Зион известие об угрозе. Остальные эпизоды оказались обрывочными и стремительными зарисовками из жизни людей и машин по ту и по эту сторону Матрицы. Никак не относящиеся, вроде бы, к делу, они неожиданными деталями дополняют или совершенно меняют наше представление о мирах машин, программ и людей. В то время как знаменитая команда цацкается с Нео и его непонятным даром, другие фронтовики ловят машин-убийц и подключают их к Матрице в целях показать прелесть свободного мира и убедить сражаться на своей стороне. Воины постоянно мучаются вопросом, а не лучше ли было им остаться в сладких виртуальных грезах. В это время в Матрице бегун-рекордсмен преодолевает запрограммированные человеческие возможности и непроизвольно вырывается из иллюзорного мира. А романтичный паренек, чувствующий, что мир вокруг него – иллюзорный полусон, освобождается путем суицида.

Все серии "Аниматрицы" сработаны крепкими профессионалами. Культура аниме переживает сейчас очередной расцвет, и разные эпизоды воспроизводят разные ее стили. "Второе Возрождение" открывается картинками в духе аниме-шедевра "Метрополис" и заканчивается кровавой мультипликационной чернухой, повергающей в совершенное оцепенение. Койудзи Моримото, снявший эпизод "Beyond" ("За гранью"), частично скопировал стиль гениального Хидео Миядзаки ("Принцесса Мононоке" и "Унесенные призраками").

Самое сильное впечатление производят поставленные режиссером одного из наиболее популярных аниме-сериалов "Ковбоя Бибопа" Шинихиро Ватанабе эпизоды "Kid’s story" ("История паренька") и "Detective story" ("Детективная история"). Эти серии поражают мастерской стилизацией (особенно впечатляет смешение эпох в "Детективной истории") и потрясающей по красоте мультипликацией. Ничто, впрочем, не может поспорить в визуальном отношении с не очень-то похожим на аниме "Последним полетом Осириса", снятым работавшим над "Последней фантазией" Энди Джонсом.

"Полет Осириса", открывающий сериал, тревожен и трагичен. "История паренька", последняя в "Аниматрице", завершается в меланхоличном экзистенциальном духе. Видимо, в этом настроении – одно из главных отличий колосса "Матрицы" от других многосерийных блокба$теров, вроде "Звездных войн". Ведь братья Вачовски клятвенно заверяют, что хэппи-энда мы от них определенно ни за что не дождемся. 

Игорь ВЕСЕЛОВ, 30 мая (utro.ru)





Это статья anime.com.ru
http://anime.com.ru

URL этой статьи:
http://anime.com.ru/modules.php?name=Sections&op=viewarticle&artid=127