Условно можно считать, что первыми японскими кафе были домики для чайных церемоний. Чайный ритуал появился в Японии под влиянием китайской культуры – в XII веке. Однако, в отличие от Китая, завоеванного монголами, японцы получили возможность развить это искусство и сохранить ритуал чаепития до наших дней. Японская чайная церемония «тяною» призвана отвлечь человека от его мирских забот, дать ему возможность отдохнуть и подумать о прекрасном. В XVI веке мастер Сэн-но Рикю определил японские каноны чайной церемонии – в том виде, в каком они дошли до наших дней. Он начал использовать скромную японскую утварь вместо дорогой китайской, а также стал заваривать чай в комнате, где сидели гости (в китайской традиции это делали отдельно). В этот же период был определен размер чайного домика в четыре с половиной татами (ок. 7,3 кв. м), разработан его дизайн.
Классический ритуал чаепития с давних времен и по сей день совершается в небольшом садовом павильоне. Интерьер чайного домика очень прост, однако тщательно продуман. Вход низок и узок – каждый, кто входит в павильон, вынужден символически наклониться, оставляя за порогом свои чины и ранги. В домике царит полумрак, призванный вызывать у гостей ощущение уединения в тени. Важный элемент интерьера – ниша – «токонама». В ней помещается какой-то красивый предмет – свиток с надписью, картина, икебана. Предмет, находящийся в нише, становится темой беседы гостей во время чайной церемонии. Классическая «тяною» - строго регламентированное действо, которое ведет мастер чая. В древности это было мужским искусством, но сегодня мастерами чая становятся преимущественно женщины. Объясняется это тем, что у мужчин много других важных дел.
Поскольку искусство чайной церемонии входило в программу обучения гейш, в Японии появились чайные дома, успешно совмещающие функции чайной и борделя. В XVIII веке большой популярностью у аристократии пользовались «отяя». Эти заведения были разделены на две части: в зале со стороны фасада клиентам подавали чай, а в тыльной стороне дома размещались комнаты для свиданий. Даже в XIX веке, когда в Японии стали открываться европеизированные заведения, где предлагали уже не только чай, традиция оказывать в кафе любовные услуги сохранялась. Официантки (по европейской традиции они прикалывали на кимоно гофрированные фартуки) одновременно исполняли функции куртизанок. Лишь в ХХ веке желание выпить чай, кофе или другой напиток перестало ассоциироваться у японцев с желанием заняться любовью. Тем не менее, фраза «отя-ни симасэн ка?» (хотите выпить чаю или еще что-нибудь?) по-прежнему сохраняет в Японии традиционную двусмысленность.
Вплоть до конца 80-х годов японские кафе делились на «дзюнкисса» и «киссатэн».
В дзюнкисса не подавался алкоголь, туда можно было приходить школьникам (правда, не чаще одного раза в месяц и только в сопровождении или с разрешения взрослых).
В киссатэн (куда детям вход был категорически запрещен) можно было курить и пить спиртное. Сейчас это строгое разделение ушло в прошлое.
В зависимости от времени и моды, кафе в Японии менялись. Например, в 60-х и 70-х годах на волне музыкальных увлечений были популярны «курасикку киса» и «дзядзу киса», специализировавшиеся, соответственно, на классической музыке и джазе. Посетители таких кафе могли заказывать любимые музыкальные произведения, причем разговаривать во время прослушивания музыки запрещалось. Подчеркивая специализацию заведений, стены таких кафе увешивались полками с пластинками и магнитофонными бобинами. Японское увлечение комиксами привело к созданию «манга-кисса» - кафе, где посетителям чаще подносили журналы, а не чашки и стаканы. Большой популярностью у молодежи 80-х пользовались «дохан киса» - настоящие продолжатели традиций «отяя» - кафе, куда можно было прийти вдвоем с любимой. Залы в «дохан киса» были разделены на крошечные кабинки, в которых стояли двухместные диваны и столики. Чашка кофе в таких заведениях стоила очень дорого, но все же дешевле, чем номер в гостинице. В «дохан киса» влюбленные могли без больших затрат уединиться на пару часов.
В 90-е годы в Японии появились кафе в стиле «осярэ» («шик») – европеизированные кафе-бары с довольно мрачными интерьерами. В новом веке японские кафе снова переживают метаморфозу: в моде «кафэ-мэси» (кафе-личинка). Такие заведения похожи на благоустроенные светлые квартиры - нечто среднее между парижским бистро и непритязательной японской закусочной.
Емельянова Екатерина