Для жителя современной Европы или Северной Америки, наверное, немыслимо пойти куда-нибудь (на свидание, деловую встречу или просто по магазинам) не взяв с собой сумку, рюкзак или кейс. В крайнем случае, можно обойтись полиэтиленовым пакетом или просто распихать все необходимые вещи по карманам. А вот традиционное японское кимоно не имело карманов, и если японец хотел взять с собой какой-нибудь небольшой предмет, он привязывал этот предмет к шнурку, а шнурок вешал на пояс. И для того чтобы шнурок не выскальзывал из-за пояса, с другой стороны к нему привязывался небольшой брелок нэцкэ.
Как и многие другие виды традиционного японского искусства нэцкэ пришли в Японию из Китая. Первые нэцкэ, изготовленные в Японии, так и назывались «китайская вещь» или «китайская резьба». Со временем японские мастера превзошли своих китайских учителей и уже к XVII веку нэцкэ стали национальным символом Японии.
По сюжетам традиционных японских нэцкэ можно судить о мировоззрении жителей японских городов периода Токугава. А взгляды жителей Страны Восходящего Солнца были достаточно разнообразны. Древняя японская религия синтоизм с культом поклонения солнцу, луне и ветру перемешалась с мистической даосской традицией из Китая и учением индийского принца Гаутамы Будды, принесенным в Китай Бодхидхармой и несколько позже уже в виде дзен-буддизма попавшего на японские острова. Самые популярные божества в народных верованиях периода Токугава были так называемые «ситифукудзин» – «семь богов счастья». Среди них Хотей, Дайкоку, Бендзайтен и Бисямонтен имеют буддийское происхождение; Эбису – синтоистский персонаж; а Дзюрожзин и Фукурокудзю пришли из даосизма.
Сам термин «нэцкэ» впервые упоминается в японской энциклопедии «Киммо дзуи», которая была напечатана в 1690 году. Тогда основным материалом для изготовления нэцкэ служило дерево, но со временем стали использовать слоновую кость, оленьи рога, рога буйволов и носорогов, клыки медведей, волков, вепрей и даже… тигров, моржовую кость и древесные корни. И это не еще все, потому что в XIX веке нэцкэ изготавливали также из металла, фарфора, бамбука, янтаря, стекла, агата нефрита и окаменевшего дерева.
Издавна было принято различать три вида нэцкэ. Катабори представляли собой скульптурные изображения людей, животных и птиц. Именно такие фигурки чаще всего ассоциируются у западного человека со словом «нэцкэ». Второй вид назывался Кагамибута, что в переводе обозначает «зеркало в футляре». Это были небольшие плоские округлые коробочки с искусно украшенной металлической крышечкой. Ну, а третий вид нэцкэ, мандзю, и вовсе по форме напоминал рисовые лепешки. Они в основном ценились за узор на их поверхности.
В XX веке, когда Япония покончила с длительной изоляцией от внешнего мира, нэцкэ стали необыкновенно популярны на Западе. Почти все лучшие произведения старых мастеров, были вывезены из Японии и проданы коллекционерам Европы и Америки.
Каждая фигурка нэцкэ имеет свою собственную историю и несет особое значение. Вот, например, наиболее популярные из них.