инфа с :http://nihonsekai.ru
В 1970-х годах рынок японского кино заметно сократился и потерял свои позиции из-за растущего конкурента - телевидения. Именно оно перетянуло к себе многих аниматоров из компании Toei, которые пошли в такие компании, как A Pro и Telecom animation. Mushi Productions обанкротились ( была восстановлена только через 4 года). В результате этого многие молодые художники были продвинуты по карьерной лестнице и достигли позиции директоров в очень короткие сроки. Приток молодых талантов дал возможность экспериментировать.
Примером таких экспериментов могут послужить серии аниме"Heidi" одного из самых известных постановщиков аниме Isao Takahata, выпущенные в1974 году. Многие телекомпании считали, что у этого мультика не будет успеха, так как это была обычная драма, анимированная для детей, а им нужно было что-то фантастическое и увлекательное. В конце концов Хейди стало настолько популярным, что его показывали во многих европейских странах. В Японии оно стало таким популярным, что позволило Miyazaki и Takahata начать новое аниме World Masterpiece Theatre, основанное на литературном произведении. Даже несмотря на то, что Miyazaki и Takahata ушли в конце 70-х, это аниме продержалось до середины 90-х.
В 70-х также появился новый жанр - меха. Из ранних работ можно назвать Mazinger Z (1972-74), Science Ninja Team Gatchaman (1972-74), Space Battleship Yamato (1974-75) и Mobile Suit Gundam (1979-80). Эти названия показывают возрастающее влияние научной фантастики в аниме, а также переход от сюжетов с супер-героями к более реалистичным космическим операм с более усложненным сюжетом и размытым понятием "добра" и "зла".
Переход к космическим операм стал более явным в конце 1970-х из-за ошеломительного успеха Звездных войн. Это позволило возродить раннюю космическую оперу "Space Battleship Yamato" в театральной версии. Именно эта версия Ямато считается основой или началом бума аниме в 1980 годах, также называемым"Золотым веком аниме" .
Два важных события произошло при переходе от супер больших трансформеров к космическим эпопеям. Приверженцы субкультуры ( в последствии будут называть себя Отаку) в Японии начали выпускать журналы об аниме, такие как Animage и позжеNewtype .Эти журналы появились из-за растущего количества фанатов телевизионных сериалов, например Ямато.
В добавление к этому в это время появились усовершенствования в технологиях создания аниме.Yoshinori Kanada, знаменитый режиссер, позволил главным аниматорам, работавшим на него, использовать свой собственный стиль при рисовании персонажей, что позволило экономить деньги. Это положило начало индивидуальности в аниме, что является уникальным для Японии (в коммерческих проектах). Также творчество Yoshinori Kanada послужило вдохновением для Takashi Murakami, художника и скульптора, который был основателем стиля под названием Superflat.
В Америке популярность Звездных войн была тоже большой, но имела меньший эффект на развитие аниме. Gatchaman был переделан в Battle of the Planets в 1978 году и потом опять изменен в G-Forceв 1986. Space Battleship Yamato был переделан вStar Blazers в 1979 и наконец, и возможно самый знаменитый, Robotech (1985) вышел под 3-мя названиями : The Super Dimension Fortress Macross, Super Dimension Cavalry Southern Cross и Genesis Climber Mospeada. Первые отаку в Америке появились именно благодаря этому сериалу.
Субкультура Отаку стала более распространенной после обработки Mamoru Oshiiзнаменитой манги Urusei Yatsura 1982. Эта манга позволила ее создателю, Rumiko Takahashi, стать немаловажной персоной в мире аниме, несмотря на то, что она начинала как doujinshi(обычно относится к художникам-любителям). Что касается Mamoru Oshii, то он решил отойти от традиционных представлений фанатов в его фильме Urusei Yatsura 2: Beautiful Dreamer (1984). Этот прорыв в культуре отаку позже позволил автору продолжать экспериментировать.
Отаку также повлияли и на людей, которые только начинали заниматься аниме. Наиболее популярными из них были Daicon Films, группа начинающих продюсеров, которая в последствии станет Studio Gainax. Gainax начала выпускать фильмы по договору с Daicon Scifi и стали настолько популярными среди отаку, что им выпал шанс руководить самым высокофинансируемым аниме Royal Space Force: The Wings of Honneamise (1987).
Одно из самых знаменитых и влиятельных аниме,Nausicaa of the Valley of the Wind (1984), было создано в этот период. Картина подняла престиж аниме и сподвигла к спонсированию многих амбициозных и экспериментальных проектов. Также благодаря этому фильму его режиссер Hayao Miyazaki и его давний коллега Isao Takahata получили возможность организовать свою собственную студию под предводительством бывшего редактора Animage Toshio Suzuki. Студия в последствии будет называться Studio Ghibli, а ее первым фильмом будет Castle in the Sky (1986).
Примерно в то же время , что и Nausicaa, появился новый типа аниме - OVA(Original Video Animation). Эти овы были предназначены только для домашнего просмотра или просмотра небольших групп людей. Первая ОВА была Moon Base Dallos' (1983-1984) режиссераMamoru Oshii. Dallos провалился, но Megazone 23 (1985) был настоящим успехом на этом рынке.
Так же именно благодаря OVA появилась *** в аниме, например Cream Lemon(1984).
В 80-х с выходом Nausicaa увидели свет высокофинансируемые и экспериментальные проекты. В 1985 Toshio Suzuki помог собрать средства для фильма Oshii Angel's Egg(1985). На рынок овы поступили такие картины как Take the X Train, Neo-Tokyo и Robot Carnival(все три 1987).
Аниме по литературным произведениям стали более амбициозными и высокобюджетными, смотря на популярность Nausicaa. Night on the Galactic Railroad (1985), Tale of Genji (1986) и Grave of the Fireflies (1987) были именно такими. Период дорогих и экспериментальных аниме подошел к концу с выходом двух самых высокобюджетных фильмов : Royal Space Force: The Wings of Honneamise(1987) и Akira (1988).
Но далеко не все аниме окупались, в результате чего многие студии закрывались. Выжила лишь одна студия Ghibli, которая выпустила фильм Kiki's Delivery Service (1989), принесший 40 миллионов долларов.
Несмотря на то, что Акира провалился в Японии, он получил огромную популярность зарубежом, что лишь увеличило количество фанатов аниме. С провалом Акиры дома и ошеломительным успехом в других станах и смертью Osamu Tezuka в 1989 Золотой век аниме завершился
В 1995 году Hideaki Anno написал сюжет и спродюсировал спорное аниме Neon Genesis Evangelion. Этот мульт стал популярен среди фанатов аниме в Японии, а также и в других странах. Предполагается, что Анно рассчитывал на то, что Ева достигнет такой популярности у отаку, что станет точкой опоры для подъема угасающей индустрии аниме. Но по ходу развития, Евангелион, критикуя сложившуюся культуру, перерос в нечто большее, а точнее в неменее спорный, но довольно удачный(принес более 10 млн $) фильм The End of Evangelion(1997). Hideaki Anno в конечном счете будет ставить реальные фильмы.
Многие серии телевизионного показа Евангелиона были настолько спорными и неоднозначными, что TV Tokyo пришлось ужесточить цензуру насилия и *** в аниме. В результате этого Cowboy Bebop (1998) был урезан и было показано только около половины задуманных серий. В последствии требования немного смягчили, но Евангелион оставил свой отпечаток на аниме в целом.
В дополнение Ева положила начало так называемым "post-Evangelion" сериалам, большинство из которых было про огромных роботов со сложным религиозным или психологическим сюжетом. В качестве примера можно привести RahXephon, Brain Powerdи Gasaraki. Так же к ним относятся и сериалы, которые показывали ночью по японскому телевидению. Начиная с Serial Experiments Lain (1998), ночные показы стали использоваться для экспериментальных аниме, таких как Boogiepop Phantom (2000),Texhnolyze (2003) и Paranoia Agent (2004).
Стиль рисования, начатый Takashi Murakami, комбинирующий японскую поп-культуру с постмодерным направлением, называющийся Superflat, тоже начал использоваться в это время. Murakami утверждал, что движение - это взгляд на послевоенную японскую культуру глазами отаку. Выставки работ этого художника были особенно популярными в Японии и немало повлияли на аниме-режиссеров , особенно из студии Studio 4°C.
Вместе с экспериментальными ночными показами, этот период ознаменовался резким ударом по субкультуре отаку. Многие сериалы, которые показывали в ночное время, были основаны на эротических играх(h-games) и созданы специально для заядлых отаку. Среди таких аниме были Green Green (2003), Mahoromatic (2001) иHand Maid May (2000). Такие сериалы были подвергнуты жесткой критике и признаны содержащими сцены *** уального характера( с изображением идеализированных пропорций женского тела), а также нарушающими традиционные представления об аниме и созданными специально для фанатов. Хотя в то же время некоторые из этих мультиков принесли солидный доход.
1990-е увидели расцвет Покемонов(Pokemon), которых некоторые называют одним из лучших аниме когда-либо созданных. Популярная видео игра переросла в аниме с несколькими сезонами, трансляцией зарубежом, карточную игру, игрушки и многое другое. По некоторым оценкам, одно из лучших аниме, Dragon Ball Z, также было создано в этот период.
Поздние 90-е и начало 2000-ого увидели растущее признание аниме зарубежом.Cowboy Bebop был популярен в Японии и имел большой успех на Западе. Spirited Away разделил первый приз в 2002 году на кинофестивале в Берлине и выиграл "Academy Award for Best Animated Feature" в 2003. Innocence: Ghost in the Shell режиссера Oshii был номинирован на награды на Каннском фестивале в 2004 году.
Помогло широкому распространению аниме по миру Animax, признанное самым большим 24-часовым кабельным телевидением, где показывают только аниме. Трансляция велась по всему миру, включая Японию, Тайвань, Гонконг, Филиппины, Южную Азию, всю индийскую часть, Бразилию, Латинскую Америку, Южную Корею и другие регионы.