Они бились в промерзших степях Монголии против Красной Армии под командованием генерала Жукова, на холмах и долинах Китая против националистических сил генералиссимуса Чан Кайши и коммунистов Мао Цзэдуна, в душных джунглях Бирмы против британских, индийских и американских войск, против американских морских пехотинцев и солдат на многочисленных островах и атоллах южных морей и центральной части Тихого океана. И какой бы сильный ни был враг, какими бы сложными ни были условия военных действий и климат, они никогда не сдавались в плен. Ибо они всегда сражались до последнего солдата. И за это им вечная память. Они – солдаты Японской Императорской Армии.
Военная традиция японской армии 1900-1945 годов
Японский солдат периода Второй мировой войны был упорным, выносливым и находчивым бойцом. В степях и долинах Маньчжурии и Китая, в туманных джунглях Бирмы и островов южных морей, на коралловых атоллах Тихого океана — повсюду японская армия показывала свое фанатическое упорство в бою. Американские, британские, австралийские, новозеландские, советские и китайские солдаты обнаружили, что японский пехотинец столь же хорош, как и его германский соратник, а может быть, и превосходит его. Еще важнее оказалась способность японского солдата применять в боевой обстановке современные технологии. Хотя пехота и оставалась основой армии Японии, ее солдаты располагали большим арсеналом оружия, включая танки, стрелковое вооружение, самолеты и артиллерию. Когда это вооружение сочеталось с тактическими и оперативными доктринами ведения наступательных и оборонительных операций, воины Японской Императорской армии могли более чем соответствовать своим западным противникам.
Истоки боевых способностей японского пехотинца восходят к военному прошлому страны. Воспитанный в традициях воинов-самураев, японский солдат, будь то офицер или рядовой, был умелым бойцом, обученным в духе древнего искусства ведения войны. Действительно, милитаризм оказывал сильнейшее влияние на все японское общество на протяжении его истории с XII века и до первых контактов с Западом в 1856 году. Он чрезвычайно повлиял и на развитие Японии как современного государства. Самураи не просто были политической элитой, общество воспринимало их как совесть нации. Мораль и дух воина так же обеспечивали влияние самураев на общество, как и материальные рычаги.
Понимание этого факта позволяет уяснить причину возникновения «параллельного» военного правительства, возглавляемого кабинетом сегуна, или генералиссимуса. В отличие от средневековой Европы, самураи превосходили аристократию и в культурном, и в политическом лидерстве. Со временем японское общество стало милитаризованным, основанным на феодальных понятиях службы и лояльности к нации. За время контактов Японии с конфуцианским Китаем неоконфуцианская философия, в свою очередь, влияла на развитие кодекса воина, или Бусидо. Именно «дух воина», или Бусидо, подвиг Японию в 1856 году, после прибытия американской эскадры коммодора Мэтью Перри, впервые открыть свои двери Западу, а затем вдохновил ее на быстрый территориальный рост в Северо-Восточной Азии. Начиная с оккупации Тайваня в 1895 году, и до конца Первой мировой войны, когда японские армии захватили германские концессии в Китае, Япония приступила к расширению своей империи. В межвоенный период (1919-1941) в политическом и военном влиянии в Азии она уступала только Соединенным Штатам.
Распространению границ империи в этот период способствовало мощное развитие ее вооруженных сил, и в особенности наращивание на западных рубежах армии и флота, которые постоянно вдохновлялись древним воинским духом. Именно он продвигал японские войска на Тихом океане и в конце концов в сентябре 1945 года привел к поражению от тех самых западных стран, которые когда-то познакомили самураев с современным оружием.
Как и большинство западных держав, Япония готовила свою армию ко Второй мировой войне три первых десятилетия XX века. Хотя японская армия, получившая современное вооружение, изучала методы ведения войны, применявшиеся западными государствами в ходе Первой мировой (1914-1918), многие старинные приемы и способы обучения солдат сохранялись спустя долгое время после появления в Японии начиная с Реставрации 1868 года французских, германских и в меньшей мере британских военных инструкторов.
Продолжение статьи намечено на завтра, ждите с нетерпением.
P.S. Настоящий очерк не претендует на историческую полноту − для этого существует энциклопедии, историческая литература и многочисленные сайты в Сети. Однако позволяет понять некоторые мотивы невиданно ожесточенной войны между Императорским флотом Японии и Военно-морскими флотами США и Великобритании. Позволяет он и иначе взглянуть на этику победителей Второй мировой войны, и именно на те аспекты их морали, которые они так старательно затушевывают, искажают и пытаются оправдать задним числом.
Не претендует очерк и на объективность: ибо история, как наука, не может быть объективной по определению − видение любых исторических событий всегда зависит от точки зрения авторов. В свою очередь, это видение зависит от того, по какую сторону «баррикад» они находятся, а также − от их личных симпатий или преференций. Это не нуждается в доказательствах хотя бы по той простой причине, что в истории человечества мы не сможем найти ни одного (!) исторического события, имеющего однозначную оценку. Всегда найдутся иные точки зрения и иные мнения, подчас кардинально не совпадающие с тем, что написано в учениках истории.
Добрые 2/3 американских и советских послевоенных открытий в медицине были сделаны по материалам тех разработок. Это официально признается. Данные открыты, насколько мне известно, и доступны всем. Есть ещё такой документальный фильм там рассказывается про японский отряд 731, который занимался исследованием биологического оружия, обморожения и может ещё чем, так вот в конце фильма рассказывается про учёных, который были в этом отряде и руководили эксперементами на людях - они теперь видные люди в самой Японии, сделали множество открытий. советую посмотреть фильм. Фильм называется "Человек позади солнца". Как это ни ужасно, но самые серьёзные открытия в эмбриологии сделаны нацистами при опытах на беременных женщинах. В голове укладывается с трудом, но эти открытия за полвека спасли миллионы детей, что в очередной раз доказывает, что наука и этика - несовместимы. Как бы это не было противно сторонникам этики.
В книге "Кухня дьявола" про отряд 731 японской армии вполне конкретно говорится, что в обмен на все документы исследований америкосы спасли тов. Сиро Исии (типа самый главный там) и прочих "экспериментаторов" от трибунала... Естественно, все эти разработки и результаты опытов были использованы в исследованиях, просто вопрос кому из союзников чте досталось. Америкосы вроде потом по чертежам Исии делали биологическое оружие, которое в последствии сбросили в Корее во время войны. Ничего не пропало, или почти ничего, да и людей уже наверно больше спасли, чем тогда замучили, за счет новых данных, полученых в этих опытах (что касается упоминания этих данных, не думаю, что это будет нормально воспринято обществом, но уверен, что многие ещё в те времена писали труды основываясь на этих данных и можно ссылатся на них).
"После войны эксперименты на людях поставили под жесткий контроль, и хотя физиологические исследования проводят сотни лабораторий по всему миру, им не рекомендуется использовать результаты нацистской медицины. Моральная проблема весьма остра, ведь несмотря на бесчеловечность опытов, их данные помогли бы восполнить значительные пробелы в современных исследованиях. Как восстановить сильно замерзшего человека, температура тела которого снизилась до 35°C? Прямые опыты ставить нельзя, а обмороженных больных надо в первую очередь лечить, а не изучать." Это отсюда - http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/25 68/ Там есть кое-что по этому поводу.
grobodel, будьте уж так любезны в таком случае ответить почему японская армия "бились в промерзших степях Монголии против Красной Армии под командованием генерала Жукова, на холмах и долинах Китая против националистических сил генералиссимуса Чан Кайши и коммунистов Мао Цзэдуна, в душных джунглях Бирмы против британских, индийских и американских войск, против американских морских пехотинцев и солдат на многочисленных островах и атоллах южных морей и центральной части Тихого океана", ибо вся эта территория была не японской. и япония в этих случаях являлась оккупантом и агрессором???
AlterEgo Вопрос стоит не в том. кто за кого сражался, я бы рекомендовал сначала прочесть 2 часть статьи прежде чем делать такие скоропостижные выводы.
Бусидо, кодекс воина, включал в себя те же принципы, которые Мусаси провозглашал в «Пяти сферах», в том числе концепции героизма, смерти и чести. Хотя класс самураев и феодальный порядок, при котором он формировался, во второй половине XIX века были отменены императором Мейдзи специальным указом 1873 года, известным как Императорский рескрипт, японцы, тем не менее, оставались верны кодексу Бусидо. Императорский указ положил конец эпохе феодализма в Японии и при этом стал основой для строительства японской армии современного образца. Императорский рескрипт включал «Пять слов», ставших кодексом поведения для офицера и солдата. В них утверждалось:
1. Солдат должен исполнять свой долг перед страной.
2. Солдат должен быть учтив.
3. Солдат должен выказывать отвагу на войне.
4. Солдат должен держать свое слово.
5. Солдат должен вести простую жизнь.
Японские офицеры и солдаты очень серьезно относились к этим пяти указаниям. Со временем они были включены в Сендзинкун, или солдатский устав, которым руководствовались японские войска в период Второй Мировой Войны. Как писал после окончания войны один японский офицер, «мы упорно трудились в период обучения, храня в своих сердцах «Пять слов». По моему разумению, они являлись основой подобающего нам образа жизни». Японский премьер-министр генерал Хидэки Тодзио постоянно напоминал своим войскам об их обязанности биться до конца или «покончить с собой» при исполнении своих обязанностей, как к этому призывал солдатский устав. Сендзинкун абсолютно точен в своем главном посыле: преданность долгу и императору. Лояльность устав считал «главной обязанностью» японского солдата. Сендзинкун учил: «Запомни, что защита государства и возрастание его мощи зависят от силы армии... Помни, что долг тяжелее горы, а смерть легче пуха...» Японским солдатам также предписывалось быть учтивыми по отношению друг к другу и к обороняющемуся противнику. Это может показаться странным, если вспомнить, что творили японские войска в Китае и на островах Тихого океана, но кодекс Бусидо прямо осуждал солдат, которые не могли выказать сострадание как к мирным жителям, так и к противнику. Что же касается уважения к власти, то Сендзинкун провозглашал, что солдаты должны беспрекословно исполнять приказы командиров.
Так что глупо катить бочку на простых солдат, которые лишь придерживались принципов заложенных в Бусидо, при любом раскладе вина за их смерть лежит на военном командовании, которое и проводило экспансионную политику.
MaryLoved
Нравятся принципы которым они следуют, даже после войны эти принципы были взяты за основу, что породило Японское Экономическое Чудо.
Многие японские специалисты подчеркивают, что для правильного понимания тех факторов, которые Япония использовала для ускоренного роста своей экономики, важно обратиться к периоду окончания Второй мировой войны, ставшему стартовым пунктом в процессе восхождения страны к экономическим и научно-техническим высотам сегодняшнего дня. Испытав горечь поражения, состояние полного краха и прострации после атомных бомбардировок и будучи, в общем, страной невысокого уровня экономического развития, Япония должна была коренным образом изменить национальное и экономическое мышление, выбрать для себя принципиально новую стратегию развития. Основой этой стратегии явилось не продолжение прошлого, не воссоздание довоенной структуры хозяйства, а принципиальный отход от прошлого, создание новой структуры и новой техники, новых стимулов к труду, демократизация общества, развитие рыночных отношений и предпринимательства. Со временем на пути развития Японии встал и более конкретный ориентир - Соединенные Штаты Америки. США же с их упоением победой и превосходством не ставили перед собой подобных задач. Тогда никто и не помышлял, что Япония вообще способна решать столь сложные вопросы.