Аниме форум - легкая версия | Алхимическая лаборатория имени Уробороса


Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд 
Автор: Ion 
Добавлено: 09/03/06 11:44 AM 
 
Обсуждение теорий основателя психоанализа, австрийского психоаналитика З. Фрейда.
Одной из главных заслуг Фрейда является открытие "кипящего" пласта неопознанных личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

ps
правильное произношение имени это великого психоаналитика Фройд, но так жу повелось, что в Россие его называют Фрейдом.


 
Автор: amitabha 
Добавлено: 09/03/06 09:14 PM 
 
Итак, общий обзор для начала:
К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Бессознательное ("Оно") представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность, находят окольные пути проникновения в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской *** уальности. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращений его *** уального инстинкта.

Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, *** уальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены. С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем групповой идеал — вождя.

Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.

На русском языке опубликованы почти все произведения З. Фрейда, среди них Сон и сновидения Тотем и табу. Сборник Толкование сновидений Психоаналитические этюды Введение в психоанализ. Лекции Избранное


 
Автор: Ion 
Добавлено: 29/04/06 06:39 PM 
 
Итак начнем с маленького.
Как я уже спрашивал в письме на которое не получил отклика, меня волнует вопрос Эдипова комплекса в отсутсвии одного(или обоих) из родителей.


 
Автор: amitabha 
Добавлено: 29/04/06 07:06 PM 
 
Ну чтож, обратимся к Фрейду. Он считал, что в таком случае у ребенка не будет примера для подражания и он вырастет с латентной гомосексуальностью.
То есть мальчик, что рос без отца, подвержен опасности стать гомосексуалистом или по меньшей мере не имея образца для перенимания мужского поведения будет вести себя как женщина, обладать многими женскими чертами(так думал Фрейд).
Но дело в том, что современные психологи сомневаются, что эдипов комплекс так уж важен, сомневаются что он програмирует человека на всю оставшуюся жизнь.
Даже если нет отца, общество подсовывает ребенку определенные гендерные стереотипы, которые он усваивает в процессе социализации.
Так что вопрос это сложный.


 
Автор: Ion 
Добавлено: 04/05/06 07:08 AM 
 
В одной из работ Фрейд говорил о том, что каждому человеку присуще инстинктивное, заложенное от рождения, желание подченить свой воли других.
Адлер, являясь одним из раних отступников, в статье "Мотив власти" пишет:
"Однако современные данные исследований душевной жизни показывают, что черты стремления к господству, честолюбие и стремление к власти над другими вместе со всеми сопутствующимиим явлениями не являются врожденными и неизменными. Скорее они прививаются детям с раннего возраста: ребенок воспринимает их из атмосферы, пропитанной жаждой власти. В нашей крови все еще есть тяга к опьянению властью, и наши души становятся мячиками в игре стремления быть наверху. Только одно может нас спасти — недоверие к господству. Наша сила заключается в убеждении, в организующей силе, в мировоззрении, а не в силе оружия и чрезвычайных законах. Эти средства уже доказали свою негодность в борьбе других могущественных сил."


Напрашивается логичный вопрос кто был прав и как должно выглядеть общество в отсутствии желания власти, почему это желание проявляется у животных, в трудах К. Лоренца очень подробно описанно поведение животных, если это не мотив власти то что это?


 
Автор: _EXTRIMalka_ 
Добавлено: 04/05/06 10:28 AM 
 
отличная дискуссия.


 
Автор: amitabha 
Добавлено: 14/06/07 11:50 PM 
 
Хм, кроме того, нужно упомянуть о некоторых направлениях движения мысли Фрейда и об этапах становления его теорий.
Говоря о Фрейде и его учении, эрудированная часть понимает неоднородность его учения, понимает, что любая мысль проходит этапы становления, вызревания, утверждения, даже старения и гниения.
Прежде всего, мы видим, что от психики индивидуальной Фрейд шаг за шагом переходит к психике коллективной, от работ о “внутренностях” отдельного индивида, отдельного сознания – к изучению процессов массовых, коллективных, культурных. Это его “Психология масс” и “Моисей и монотеизм”, работы о религии как массовом неврозе, о культуре как о неврозе вообще.
Внутри учения Фрейда всегда вольготно жилось различным теориям, предположениям, необъясненным фактам, вполне себе мирно соседствовали даже различные модели индивидуальной психики: статическая, динамическая и его последний плод – “Эрос” и “Танатос”.
Надо сказать, во многих пунктах своего учения Фрейд не пошел дальше своего главного учителя – Платона (учеником которого Фрейд, кстати, себя признавал).
В некоторых работах (точно могу сослаться на “Психологию масс”) Фрейд пишет, что его понятие либидо полностью эквивалентно Платоновскому “Эросу”, это, прежде всего сила объединения, собирания, которая склеивает, делает возможными различные процессы, основанные на этой силе солидаризации.
Многие термины Фрейда нуждаются в пояснении, причем через различные источники, определения данные самим Фрейдом часто ничего толком и не объясняют.
Если уж давать обзор о Фрейде и его работах, то лучше начинать с биографии, а потом о последних (то есть о работах).
Основные работы стоит поразобрать чуток их, упростив и сильно сократив в объеме.
Если кто мне поможет – то есть будет готов разобрать какие-то положения учения Фрейда из различных работ – пусть пишет или сразу здесь или пусть мне шлет замечания в личные сообщения.
Сам я готов немножко прояснить такую его работу как “Психология масс”.


 
Автор: amitabha 
Добавлено: 28/10/07 09:41 PM 
 
Да, надо заметить, что Фрейда необходимо изучать каждому кто всерьез хочет разобраться в философии 20-го века.
Фрейдисты, Адлер, Юнг, неофрейдисты (Фромм, Хорни и т. д.), Лакан, постмодернисты.
Мамардашвили и тот не скрывал мощного влияния Фрейда!
А ключи к Фрейду такие: Декарт(да-да, чтобы понять концепт бессознательного нужно обратиться к противоположному полису - изучить сознание и рацию), Лейбниц(все знаем как много разработке философского понятия бессознательного посвятил он), Гегель(по тому же принципу что и Декарт), Шопенгауэр и Ницше (с их философией Воли И Жизни, противостоящей рационализму Нового Времени). Это для тех, кто мечтает и желает выяснить именно философские общемировоззренческие предпосылки учения Фрейда.Вернуться к полной версии Зигмунд Фрейд


Реклама на сайте | Конфиденциальность | Контакты