Шокирующий эксперимент века. Автор: Hikari-swan Добавлено: 10/08/09 11:25 PM
В 63-ем году один талантливый психолог и исследователь замыслил казалось бы безобидный эксперимент: выяснить на сколько же человек подвержен силе авторитета. Результаты оказались на столько шокирующими, что поверить и принять их было невероятно. Никто даже и представить не мог, на сколько человек гадкая и жестокая тварь. И самое интересное то , с какой мучительной неизбежностью люди признавали свое поражение перед неумолимы выводами по результатам этого эксперимента Милгрэма....
Введение
В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Нажмите тут чтобы увидеть спрятанное сообщение (возможно сообшение содержит spoiler)
Предыстория
Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости, и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».
Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, результаты были такими же, как и в Америке. Подробный отчёт об этих экспериментах вы можете найти в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority» опубликованной в 1973 году или например в книге Миуса и Рааймэйкерса.
Описание эксперимента
Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. В соответствии с заявленным заданием один из участников должен заучивать пары слов из длинного списка до тех пор, пока не запомнит каждую пару. Работа же другого участника заключалась в проверке памяти первого и в применении по отношению к нему все более сильного электрического разряда в качестве наказания за каждую совершенную им ошибку. В дальнейшем будем называть первого «Учеником», а второго «Учителем».
В начале эксперимента между испытуемым и актёром «по жребию» распределялись роли Учителя и Ученика, для чего использовались сложенные листы бумаги со словами «Учитель» и «Ученик». В действительности же испытуемому всегда доставалась роль Учителя. После этого Ученика привязывали к креслу, к которому был прикреплён электрошокер. Как Ученик, так и Учитель получали «демонстрационный» удар напряжением в 45 вольт.
Дальше Учитель уходил в другую комнату и должен был давать ученику простые задачи на запоминание. При каждой ошибке Ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и тот «получал» удар напряжением в 45 вольт (на самом деле актёр, игравший ученика, только делал вид, что получает удары напряжением). Затем после каждой ошибки Учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт вплоть до 450 вольт.
В дальнейшем динамика эксперимента развивалась по следующему сценарию: на «150 вольтах» актёр начинал требовать прекратить эксперимент. Экспериментатор на это отвечал Учителю: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста.» По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность ученика, и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся Учителям и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.
Результаты
Полученные результаты поразили всех, кто имел к данному эксперименту отношение, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов из сорока испытуемых, 26 вместо того, чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 вольт) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в данном эксперименте испытуемых не отказался играть роль Учителя, когда Ученик в первый раз начал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва стала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда Ученик начал отвечать на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-Учителя продолжали нажимать на кнопки. Ни один из них не остановился прежде, чем был послан настолько мощный электрический разряд (300 вольт), что жертва стала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, были в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.
Дискуссии и предположения
За несколько дней до начала своего эксперимента Милгрэм попросил нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йельском университете, где проводился данный эксперимент) ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-Учителей будут, несмотря ни на что, увеличивать мощность посылаемого электрического разряда (предусматривалась возможность увеличения напряжения до 450 вольт) до тех пор, пока их не остановит экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.
Также были опрошены 39 психиатров. Они дали ещё менее верный прогноз, согласно которому не более 20 % испытуемых продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) и лишь один из тысячи нажмёт последнюю кнопку. Следовательно, никто не ожидал поразительных результатов, которые были получены – вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом учёного и наказывали Ученика электрошоком даже после того, как тот переставал кричать и бить в стенку ногами.
Как можно объяснить проявленную испытуемыми жестокость? На этот счёт было высказано несколько предположений:
Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета;
Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям;
Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить Ученикам столь мощные электрические разряды;
Испытуемые были просто моральными уродами, которые наслаждались возможностью причинить страдание.
При дальнейших экспериментах все эти предположения не подтвердились.
Результаты не зависели от авторитета университета
Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение под вывеской «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты качественно не сильно изменились: 48 % испытуемых согласились дойти до конца шкалы.
Пол испытуемого не влиял на результаты
Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; Учителя-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма. Это развеяло миф о мягкосердии женщин.
Люди отдавали отчёт в опасности тока для Ученика
Ещё в одном эксперименте изучалось объяснение, согласно которому испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента Учащемуся была дана инструкция объявить, что у него больное сердце и что он не выдержит сильных ударов напряжением. В процессе эксперимента он начинал кричать: «Все! Выпустите меня отсюда. Я говорил вам, что у меня больное сердце. Моё сердце начинает меня беспокоить. Я отказываюсь продолжать. Выпустите меня». Поведение Учителей не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя разряды до максимума.
Испытуемые были обыкновенными людьми
Предположение о том, что испытуемые были моральными уродами, также было отвергнуто как не имеющее под собой реальности. Люди, откликнувшиеся на объявление Милгрэма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, являлись среднестатистическими гражданами (учитывались их возраст, профессия и образовательный уровень). Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих дать оценку личности, показали, что эти люди были вполне нормальны и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от нас с вами; или, как говорит Милгрэм: «они и есть мы с вами».
Испытуемые не были садистами
Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами.
Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент» — лишь 20% соглашались на продолжение эксперимента.
Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт.
Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент
Дополнительные эксперименты
В 2002 году Томас Бласс из Мэрилендского университета опубликовал в журнале «Psychology Today» сводные результаты всех повторений эксперимента Милгрэма, сделанных в США и за их пределами. Выяснилось, что доля испытуемых, доходящих до конца шкалы, составляет от 61 % до 66 %, независимо от времени и места.
Если Милгрэм прав, и участники эксперимента такие же обычные люди как мы, то вопрос: «Что может заставить людей вести себя подобным образом?», – приобретает личный характер: «Что может заставить нас?». Милгрэм уверен – в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал испытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, причиняемую Ученику.
Милгрэм приводит веские доводы, подтверждающие его предположение. Ему было очевидно, что, если бы исследователь не требовал продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться, а когда тот им этого не разрешал, то продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки. Однако при этом испытуемые покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы, хватались за голову, так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони, кусали губы до крови, а некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента:
"Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался."
Милгрэм провёл несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, ещё более убедительно свидетельствующие о верности его предположения.
Испытуемый отказывался подчиняться человеку его ранга
Так, в одном случае он внес в сценарий существенные изменения. Теперь исследователь велел Учителю остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на том, чтобы Учитель продолжал. Результат говорит сам за себя: когда продолжать требовал всего лишь такой же испытуемый, как и они, в 100% случаев испытуемые отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд.
В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор. При этом второй испытуемый приказывал Учителю продолжать, в то время как исследователь бурно протестовал. И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке.
При конфликте у авторитетов испытуемый прекращал действия
Склонность испытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была подтверждена результатами ещё одного варианта основного исследования. На этот раз Учитель оказался перед двумя исследователями, которые отдавали противоречивые приказания. Например, один приказывал Учителю остановиться, когда жертва молила об освобождении, а другой настаивал на продолжении эксперимента. Эти противоречивые распоряжения приводили испытуемых в замешательство. Сбитые с толку испытуемые переводили взгляд с одного исследователя на другого, просили обоих руководителей действовать согласованно и отдавать одинаковые команды, которые можно было бы без раздумий выполнять. Когда же исследователи продолжали «ссориться» друг с другом, они пытались определить, кто из них двоих главнее. В конечном итоге, не имея возможности подчиняться именно авторитету, каждый испытуемый-Учитель начинал действовать исходя из своих лучших побуждений, и прекращал наказывать Учащегося.
Как и в других экспериментальных вариантах, такой результат вряд ли имел бы место, если бы испытуемые являлись садистами или невротическими личностями с повышенным уровнем агрессивности.
Другие варианты эксперимента
В других вариантах в эксперименте также участвовали один или два дополнительных Учителя. Их тоже играли актёры. В варианте, когда актёр-Учитель настаивал на продолжении, только 3 из 40 испытуемых прекратили эксперимент. В другом случае двое актёров-Учителей отказывались продолжать эксперимент - и 36 из 40 испытуемых делали то же самое.
Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты. Послушание также уменьшилось, когда Ученик находился рядом с Учителем. В опыте, когда Учитель держал Ученика за руку, только 30 % испытуемых дошли до конца.
Когда Учеником был сам экспериментатор и требовал прекратить эксперимент, а другой экспериментатор требовал продолжать — 100 % прекращали.
Когда от испытуемого требовалось передавать приказы Учителю, а не нажимать на кнопку самому, отказались это делать только 5 %.
А теперь главный вопрос! Задуматесь: до какой грани дошли бы вы сами?
Пожзе одним французским режисером был снят триллер "И...как Икар" (I… Comme Icare), где эксперимент полностью воссоздан. Фильм сам по себе потрясающий и держит в напряжении до конца. Музыку к нему написал сам Энио Морриконе. И хоть фильм этот страшный раритет, но все-таки классика мирового кинематографа - так что всем качать)... Автор: DaVinci Добавлено: 13/08/09 11:27 AM
Hikari-swan, советую посмотреть документалку "Дух Времени" там всего две части по два часа! Посмотри, не пожалеешь
А если нравиться раритетное кино посмотри "Калигула" Тинто Брасса и "120 дней садома" ( правдо не гарантирую что тебе понравиться, но ты сможешь еще раз убедиться что человек
Цитата:
гадкая и жестокая тварь
Если понадобятся ссылки, стучите в личку!!! Автор: Hikari-swan Добавлено: 13/08/09 11:01 PM
DaVinci, однажды гляну))
зы. ест еще один офигенный фильм по схожему эксперименту Зимбардо (ученика Милгрема), немецкий... он так и называется "Эксперимент".
Описание: В ходе научного эксперимента 12 обыкновенных людей добровольно становятся на две недели "заключенными" тюрьмы, в то время как 8 таких же добровольцев становятся надзирателями. Задача первых — соблюдать правила тюремного режима; задача вторых — поддерживать порядок. Но человеческая природа берет свое, и эксперимент выходит из под контроля: под бесстрастными взглядами ученых надзиратели упиваются властью, унижая заключенных, и в тюрьме назревает бунт... Фильм снят по мотивам реального эксперимента.
ну и в тему можно посмотреть фильм "Класс". тема затрагивается. Автор: Mellkaja61 Добавлено: 14/08/09 07:41 PM
DaVinci, дай ссылки! *_* Hikari-swan, такого рода кино не все смогут посмотреть, точно сказанно что на любителя) Автор: DaVinci Добавлено: 15/08/09 02:00 PM
Mellkaja61, скинул в личку ибо ссылки на русскоязычные сайты запрещены Автор: RainMen Добавлено: 24/08/09 05:56 PM
"Что это за монстр? Это чудовище?" - "Нет, хуже. Это - человек..." (с) С темой согласен. Но от себя добавлю, что лидеры не будут подчиняться другим лидерам, а лишь пойдут на уступки. Это хорошо, что ведомых больше, чем ведущих. Так и должно быть. Автор: kotyara Добавлено: 24/08/09 09:06 PM
тема про кино, как я понимаю? переношу в соответствующий раздел. Автор: Hikari-swan Добавлено: 24/08/09 09:09 PM
тема вообще не про кино(( но все почему-то так решили, увидив пару отсылов на фильмы.....
тема помесь психологии с философией....
жаль что всех пугают большие спойлеры.... много букв ниасилил называется( Автор: kotyara Добавлено: 24/08/09 09:23 PM
на мой скромный взгляд, тут и разговаривать-то особо не о чем.
ставить эксперименты над людьми будут. только прикрываться благими намерениями уже может быть и не будут. а то, о чем в спойлере, ну, на третьем абзаце мне стало не интересно. сущность человека не выявить с помощью экспериментов. всем известна история и примеры жестокости. как на целых цивилизациях ее испытывали, так и в отдельных случаях.
и, мне кажется, что мужчины менее жестоки, чем женщины.
p.s. тема будет в этом разделе, раз больше склонились к кино. Автор: RainMen Добавлено: 25/08/09 07:25 PM
Цитата:
мне кажется, что мужчины менее жестоки, чем женщины.
kotyara, Смотря в каком плане. Вот история говорит обратное. Женщины скорее более хитрые (и то не все) и мстительные (почти все), но вот скорее мужчина ударит женщину, чем наоборот. Автор: kotyara Добавлено: 25/08/09 07:50 PM
RainMen, я говорю с точки зрения психологии, а не с исторической. доказано, что женщины намного опережают мужчин в жестокости. было предположение, что это все из-за того, что женщины переносят роды, а после них притупляется что-то там. так что, не в хитрости дело) Автор: MaryCherry Добавлено: 05/10/09 11:42 PM
Мне кажется разделение на мужчин и женщин неуместно...
так как над смотреть шире - люди - вот, кто жесток...
причем парадоксально,что сами к себе мы жестоки...
Hikari-swan, фильм "Эксперемент" смотрела... оставил неизгладимое впечатление... просто жутко и страшно..ведь те,кто участвовали в нем,думали,что это просто игра..
но в конце концов эта игра, которая вышла за рамки своих правил... Автор: VictimDark Добавлено: 06/10/09 04:23 PM
А вот еще другой вариант...
Буквально вчера посмотрел фильм "Спертельная Комната" (один из лучших фильм про людей в запертом пространстве) - перво-на-перво сразу же скажу, что люди с самого начала уже знали, что учавствуют в научном эксперименте, им и в дальнейшем давали понят это, результатный итог ведет к социальным структурам общества, но мне это фильм не из-за этого понравился, например, по мне так идиотский стимул включать им записи мусульман, а Человеческий Фактор - сам процесс его проявленияи паралелльно комментарии к ним, который нельзя просчитать на 100% , например, что так и в итоге никто друг друга не поубивали, по-крайней мере буквально, не мог понять почему первой убили женщину оставив трех мужчин (по окончанию я все же понял ), женщина в такой ситуции ведь как дополнительный Стимул и Фактор и Условие, да и результат эксперимента несколько неожиданный получился хотя об это можно было догадаться из-за Мусульманского Стимула Автор: kotyara Добавлено: 06/10/09 07:30 PM
VictimDark, три раза перечитала твой опус... ничего не поняла... как-то конкретнее пиши что ли?
мда))) Автор: VictimDark Добавлено: 06/10/09 08:16 PM
kotyara, для начала стоило бы посмотреть этот фильм