Адмирал Ониси: окаянный самурай императора Хирохито

Исторический очерк, посвящённый адмиралу Ониси Такидзиро, ставшему «отцом камикадзе».

1. ЛЕСТНИЦА В НЕБО

Адмирал Ониси Такидзиро

Будущий вице-адмирал Императорского Военно-морского флота Японии родился в непримечательной деревушке, в обычной самурайской семье. Случилось это в 1891 году, на закате эпохи Мэйдзи (буквально: просвещенное правление, япон. − Прим. авт.). Это была эпоха, которая явилась самой драматической и переломной для всего военного сословия самураев. Именно тогда они лишились своих привилегий, завоеванных ими за тысячи лет, и именно тогда им запретили появляться вооруженными в общественных местах. Это было унизительно для потомственных самураев, не боявшихся никого и ничего, но указ исходил от императора, который в Японии обожествлялся, и потому любые его решения не подлежали сомнению или обсуждению.

Карьера Ониси Такидзиро была типична для выходца из самурайской семьи: он окончил военно-морское училище и в 1912 году начал свою службу в морской авиации Императорского флота. Участвовал в сражениях Первой мировой войны с флотом Германии (Во время той войны Россия была союзником, а Германия противником Японии. − Прим. авт.).

Любопытная деталь: в те годы авиация только-только зарождалась, сами летательные аппараты были еще крайне примитивны и ненадежны, не было даже тех «фанерных аэропланов», которые нам известны по первым воздушным боям Первой мировой войны. Однако Ониси Такидзиро никогда не изменял своему выбору: вся его военная служба будет связана с морской авиацией. Трудно сказать, что повлияло на его выбор − необычайное предвидение или просто любовь к небу, но он сделал правильный выбор: на его глазах неуклюжие аэропланы превратились в грозную силу, способную уничтожать закованные в броню крейсера и линкоры.

С молодых лет будущий адмирал отличался независимым и весьма непростым характером: часто конфликтовал с командованием, за что был даже исключен из Военной академии. Впрочем, благодаря своему боевому опыту, ему удалось закончить Академию и остаться на флоте.

После окончания Первой мировой войны молодой офицер совершает длительные поездки во Францию и Великобританию (Обе страны являлись союзниками Японии в только что закончившейся войне. − Прим. авт.). С 1920 г. Ониси Такидзиро служит в военной разведке, используя для этого официальное прикрытие японской военной миссии на Гавайских островах.

Двадцать лет спустя, этот, казалось бы, заурядный биографический факт обойдется США в неслыханную прежде цену: адмирал Ониси будет в числе главных разработчиков плана нападения на Пёрл-Харбор в 1941 г. Такого сокрушительного поражения у США никогда не было: ни до, ни после невиданно дерзкого налета военно-морской авиации на главную тихоокеанскую базу.

В конце 20-х годов Ониси Такидзиро участвует в войне с Китаем и командует авиацией на одном из авианосцев Императорского военно-морского флота. Перед началом Второй мировой войны боевой офицер пользуется большой популярностью на флоте, активно участвует в создании морской авиации и уже в то время считается одним из ведущих авторитетов в этой области.

В 1938 году основал Общество по изучению воздушной мощи и написал книгу «Боевая этика Императорского Военно-морского флота», которая затем будет широко использоваться для воспитания пилотов морской авиации. Именно в той книге рассмотрен вопрос о готовности летчиков выполнять задания командования любой ценой − даже ценой собственной жизни. И видимо, эта его книга повлияет на решение высшего командования ВМФ, когда в 1944 году основную ставку в стратегии боев с авианосными соединениями США и Великобритании сделают на самоубийственные атаки камикадзе. Потому и формирование корпуса смертников поручат именно вице-адмиралу Ониси.

Адмирал Ямамото Исокору

В январе 1941 Ониси Такидзиро уже начальник штаба 11-го воздушного флота. В том же году, по поручению адмирала Ямамото, он становится одним из ведущих разработчиков операции по уничтожению главной базы американского флота и авиации в Тихом океане, в гавани Пёрл-Харбор. И видимо, не последнюю роль в таком выборе Ямамото Исокору сыграли те обстоятельства, что Ониси Такидзиро был не только отличным специалистом Военно-морского флота, но и долгое время служил в военной разведке на Гавайях, следовательно − хорошо понимал менталитет американцев, их сильные и слабые стороны.

Военная карьера быстро идет в гору: с весны 1943 г. Ониси уже занимает руководящие должности в Военно-морском министерстве и в штабе флота, а с 1 мая он уже вице-адмирал.

Интересная деталь: 13 октября 1944 г. адмирал Ониси назначен командующим 1-м воздушным флотом, развернутым на Филиппинах, а уже неделю спустя − 20 октября в небо поднялись первые ударные звенья корпуса камикадзе. И где-то с осени 1944 г. адмирал получает свое историческое прозвище − «отец камикадзе», которое останется с ним навеки (Такое прозвище он получил по двум причинам: и потому, что был создателем корпуса специальных таранных атак «Симпу», и потому, что к молодым пилотам относился по-отечески. Сохранились письма смертников, написанных перед последним вылетом, в которых сами пилоты весьма уважительно отзываются о своем начальнике. − Прим. авт.).

В мае 1945 года адмирал Ониси является 1-м заместителем начальника Морского Генштаба, а также занимает другие высшие должности. Являясь сторонником жесткой линии, он категорически отвергает саму идею капитуляции Японии и настаивает на продолжении войны любыми средствами, не считаясь с собственными потерями.

С 1941 по 1945 годы Ониси Такидзиро участник многих боевых операций Императорского Военно-морского флота. Во всех тех сражениях он отличается личным мужеством, непреклонной решительностью и великолепным знанием своего дела. Отличался он еще одной чертой своего характера: мог в глаза высказать начальству свое нелицеприятное мнение, невзирая на ранги и прошлые заслуги. За что пользовался уважением со стороны матросов и офицеров, и чем вызывал постоянное раздражение со стороны штабных адмиралов и высоких чинов Военно-морского министерства.

2. ЗА ПОЛЧАСА ДО ВОЙНЫ

7 декабря в Пёрл-Харборе − главной базе ВМФ США на Тихом океане − находился огромный флот: 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них: 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных заградителей и 10 тральщиков. Противовоздушная оборона обеспечивалась 294 зенитными орудиями и 394 самолетами, размещенных на нескольких аэродромах. Гарнизон базы был весьма внушителен и насчитывал почти 43 тыс. человек.

Какими же силами Япония решилась нанести столь дерзкий удар по главной американской базе ВМФ? Вот силы, которыми располагала ударная группировка под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити. Его ударное соединение включало в себя всего лишь 23 боевых корабля: 6 авианосцев, 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 9 эсминцев, 3 подводных лодки, а также несколько вспомогательных судов. Авиационная группа насчитывала в общей сложности 353 самолета, большая часть из которых составляли легкие бомбардировщики и штурмовики, меньшая − истребители.

По числу задействованных в операции самолетов японцы несколько уступали американцам. Если же сравнивать количество задействованных боевых кораблей, то операция сильно смахивала на авантюру: в случае, если ударной группе не удастся скрытно подойти на дистанцию нанесения массированного авиаудара, флот, скорее всего, был бы обречен на полное уничтожение (Японские моряки не сдавались в плен − это неизменно подтверждалось в предыдущих сражениях и войнах, и, следовательно, − сражались бы до последнего патрона и последнего летчика или матроса. − Прим. авт.). Но в любом случае, 3 крейсера и 9 эсминцев это слишком слабое прикрытие для 6 авианосцев.

Обычно даже группу из 2 или 3 авианосцев прикрывает от атак с моря или суши гораздо более мощные соединения линкоров, крейсеров и эсминцев (Сами авианосцы хорошо защищены от воздушных атак собственной палубной авиацией и зенитными комплексами, но являются практически безоружными против главных калибров артиллерии эсминцев и крейсеров, если тем удастся приблизиться на дистанцию артиллерийского огня. − Прим. авт.).

Однако фельдмаршал Суворов был прав, когда еще за полтора века до этого сражения четко сформулировал свое видение проблемы сил и средств: «Побеждают не числом, а умением». Нелишне напомнить и еще один афоризм великого российского полководца, не потерпевшего за полвека своей военной службы ни одного (!) поражения: «Быстрота, глазомер, натиск!» Трудно сказать, были ли известны японским флотоводцам эти крылатые выражения «сухопутной» суворовской «Науки побеждать», но, несомненно, именно на них и делалась основная ставка. В противном случае, от ударной группировки остались бы лишь «рожки да ножки», если, конечно, вообще что-то осталось за многие тысячи морских миль от своих опорных баз.

Невиданно дерзкая операция была скрупулезно спланирована и подготовлена при активном и непосредственном участии одного из самых блистательных и авторитетных флотоводцев Японии − адмирала флота Ямамото. Согласно его плану, главная ставка делалась именно на внезапность нападения. В ноябре 1941 г. в режиме строжайшей секретности ударное соединение заняло исходную позицию в заливе Хитокаппу у острова Эторофу…

Но как бы там ни было, а именно в защищенной и скрытой со стороны Тихого океана бухте острова Итуруп, или Эторофу, и началась небывалая военно-морская операция авианесущего ударного соединения под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити. Никто и никогда еще не планировал столь рискованных операций военно-морского флота на непомерном отдалении от своих баз − между островом Эторофу и Гавайскими островами около 6,5 тыс. км. Чтобы преодолеть такое расстояние японскому флоту потребовалось почти две недели, и видимо, по этой причине в состав ударного соединения входило 8 (!) танкеров для дозаправки.

Весьма остроумно была решена и задача дезинформации противника: всё время, пока авианосное соединение в режиме радиомолчания кралось к Гавайским островам, военная разведка США фиксировала обычный обмен радиосообщениями между шестью авианосцами, тремя крейсерами и девятью эсминцами в районе острова Эторофу. На самом деле, это была, конечно, имитация их нахождения в акватории Южных Курильских островов. Однако американцы купились на тот трюк, и потому появление над Пёрл-Харбором японской авиации было для них полной неожиданностью.

Очень грамотно был выбран и маршрут: путь ударной авианесущей группы были проложен значительно севернее Гавайев, в стороне от оживленных путей Тихого океана, с тем, чтобы свести риск случайных встреч с военными кораблями других стран к минимуму (тот район океана отличается сложными, непредсказуемыми погодными условиями и жестокими штормами. − Прим. авт.) И хотя задействованных сил было явно недостаточно для столь дерзкого нападения, однако блестяще спланированная операция закончилась невиданной победой для Японии и катастрофическими потерями для военно-морского флота США.

Продолжение следует.




Мое настроение: ЗадумчивоеIdeas.gif


    Все записи (17) | Профиль пользователя |
    Пройдя регистрацию, вы можете оценить данную запись
       
    Оценка записи : 0
    Просмотров записи : 1613
    Тип записи : Разное
    Категория: Размышление
    Аниме дневник | Блог

    Дата написания: 2012-05-20 | 07:15 pm | ©



    Похожие записи в блоге пользователя grobodel
    Похожие записи в блогах пользователей



    Реклама на сайте | Конфиденциальность | Контакты