Главное меню


Посетителей онлайн:94
 Логин:
 Пароль:
Защитный код:

Секретный код
Повторить код
 
Забыли пароль?
Забыли логин?

 

Художник-философ Кацусика Хокусай


2012-02-09 | Аниме | Статьи | Интересное | Темы форума | просмотров: 2031 | комментариев: 0

Художник-философ Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай (1760 — 1849) — один из самых широко известных японских художников, прославившийся главным образом в искусстве графики, но оставивший богатейшее наследие также в живописи, рисунке, иллюстрации книг. Он был писателем и поэтом, постоянно интересовался научными достижениями своего времени, был неутомимым путешественником.

Но самое главное состоит в том, что Хокусай был художником-философом, и все, что открывалось его проницательному взору и фиксировалось на бумаге его кистью, осмыслялось им с точки зрения всеобщих законов мироздания, вечной и постоянно изменчивой жизни. Его интересовало многообразие явлений, их внутренние взаимосвязи, подчиненность закономерностям общего порядка. Он не просто старался запечатлеть то, что видел, но постоянно размышлял над виденным, будь то сценки городской жизни, зарисованные им то с лирической, то с гротескной точки зрения, или природа с ее сменой времен года, погоды, освещения. Все было для него частью живой жизни.

Его произведения стали национальными символами страны. Таким символом стала прежде всего священная для японцев гора Фудзи, которую он с неутомимой изобретательностью показывал в разное время дня, с разных точек зрения, в разных, порой неожиданных ракурсах.►


 

Хокусай родился в семье ремесленника, начал свою деятельность рассыльным в книжной лавке. Именно там он познакомился с искусством книжной иллюстрации, которая очаровала и привлекла его. Он поступил учиться к резчику гравюр Накаяма Тэцусон, а затем – к известному художнику-графику Кацукава Сюнсё Там, в мастерской Сюнсё, он выполнил и свои первые произведения. Это были пейзажи, изображения актеров и борцов. В них молодой мастер еще находится под влиянием господствовавшей тогда в театральной гравюре школы Кацукава. Но молодой художник продолжает искать собственные средства выражения, знакомится с голландскими гравюрами, изучает европейскую живопись. Первые самостоятельные гравюры Хокусая – это поздравительные карточки (суримоно). Одна из них вошла в классический перечень работ Хокусая. Это «Луна, хурма и кузнечик». В этой небольшой по размеру гравюре поэзия и изобразительное искусство слились воедино, создав образ прекрасной лунной ночи.

С юности Хокусай увлекается книжной графикой, иллюстрирует свыше 500 томов различных книг. Трудно охарактеризовать их все, но наиболее замечательной является, несомненно, «Манга» – своеобразная энциклопедия художественного творчества. В нескольких томах, разных по тематике, Хокусай дает иллюстрации, посвященные событиям прошлого и современной жизни. Тут изображения людей и животных, архитектура, атрибуты быта.

Не удивительно, что точность поз и движений, переданных часто лишь одной выразительной линией, поразили европейских художников, когда они в середине XIX века впервые увидели эти альбомы Хокусая.

Но полностью раскрылся талант Хокусая в пейзаже. Главные его пейзажные серии – «36 видов Фудзи», «Мосты», «Поэты Китая и Японии», «100 видов Фудзи», которую он подписал «Старик, одержимый рисунком». Высоким вдохновением, исследовательским интересом проникнуты эти и многие другие серии.

«36 видов Фудзи» вершина творчества Хокусая. В них священная гора изображается как природное явление необычайного масштаба, поразительное по своей мощи и величию. В гравюрах из той же серии – «Дровяной склад в Хондзё», «Пильщики в горах Тотоми», «Бочар» – на первом плане изображены простые труженики Японии, занятые своей работой. Прихотливой фантазией художника в эти гравюры вписана гора Фудзи, то еле видная на горизонте, то искусно вписанная в очертания огромной бочки, изготовляемой бочаром. Сопоставление простых японцев в их обыденном труде со священной горой не случайно. Здесь художник как бы нащупывает ту связь, которая помогла ему соединить вместе жанровые и пейзажные мотивы, сопоставить по значению священную гору Японии – Фудзи и простой трудовой люд, живущий в этой стране.

Кацусика Хокусай прожил долгую жизнь в искусстве, постоянно обогащая свою творческую манеру. Но всегда, по словам самого художника, он стремился к совершенству, искал свободу выражения и правду в искусстве. Имя этого великого мастера стало синонимом высокого искусства пейзажной гравюры.

Новаторство Хокусая не только в том, что он освоил некоторые приемы европейского искусства, ставшие известными в Японии. Его художественное открытие — в новом взгляде на мир и место в нем человека со всей сферой его чувств и его созидательной деятельностью. Хокусай увидел жизнь как единый процесс, где все взаимосвязано — природа, человек и все им создаваемое. В этом он опережал свое время, открывая еще неведомые пути развития японского искусства.
 



Помогите распространить информацию — поделитесь новостью с друзьями, нажав на одну из кнопок ниже
Vivian для anime.com.ru © 2012
anime.com.ru