Главное меню


Посетителей онлайн:101
 Логин:
 Пароль:
Защитный код:

Секретный код
Повторить код
 
Забыли пароль?
Забыли логин?

 

Еще раз о японской музыке


2012-04-24 | Аниме | Статьи | Интересное | Темы форума | просмотров: 4098 | комментариев: 2

Еще раз о японской музыкеПро некоторые японские группы и музыкальные инструменты уже были статьи на сайте. В этой же будет небольшой обзор того, о чем раньше не особо возможно упоминалось. Идея собрать некоторые музыкальные термины Японии возникла после прочтения статьи в одном из журналов.

Итак, попробуем. Какие ассоциации вы представляете, услышав словосочетание, японская музыка. Что-то японское народное и классическое, к примеру, исполнения на струнном щипковом инструменте сямисэн или на бамбуковой флейте сякухати? Несомненно, классическая японская музыка превосходна, однако в современной Японии достаточно много различных музыкальных стилей: рок, электро, панк, фолк, метал, регги, сальса, танго, кантри и хип-хоп. По объемам продаж музыкальный рынок Японии занимает второе место в мире, уступая лишь США. Недаром огромной популярностью среди японцев пользуются караоке-бары.►


Классическая музыка Японии создавалась при непосредственном влиянии культур Китая, Индии, государств Корейского полуострова. Заимствовав многое из этих стран, и с течением времени придав собственный национальный колорит сформировалась традиционная музыка Японии, к которой, в первую очередь, относятся буддийские песнопения сёмё и придворная оркестровая музыка гагаку. Японская традиционная музыка близка к звукам природы, зачастую в ней слышется трель птиц, дуновение ветра, шум дождя.



Гагаку является древнейшим уникальным исполнительным искусством при императорском дворе Японии и включает в себя музыкальные и танцевальные стили различных стран Востока. Музыка гагаку подразделяется на инструментальную кангэн, танцевальную бугаку и вокальную утаимоно. Буддийские песнопения сёмё появились в Японии с приходом буддизма более 1000 лет назад, исполнялись буддийскими монахами и оказали огромное влияние на образ японской национальной музыки.

Современная музыка Японии не менее разнообразна и интересна и включает в себе все популярные музыкальные стили от рока, рэпа и т. д. до поп музыки. Для слушателя из России наиболее понятен и приятен для восприятия японский рок, в силу того, что остальная современная японская музыка довольно своебразна. Японский рок сложился из американского рока, который японцы переняли и переделали на на свой лад, в результате получился ни на что не похожий национальный рок. Японский рок отличается очень качественной музыкой и качественным подходом к исполнени музыкантов, в силу жесткой конкуренции в музыкальном мире в Японии. «В музыканте все должно быть прекрасно» – под таким девизом выходят на сцену японские рокеры. Поэтому и макияж, и временами сумасшедшие стрижки, накрашенные ногти или эффектные костюмы точно такие же атрибуты шоу, призванные развлечь зрителя.

Теперь же подробнее о традиционной музыке :
Самое первое-о чем узнал не так давно)))


1)Энка (яп. 演歌?) — жанр японской песни, появившийся в послевоенный период Сёва (1926—1989), схожий по смыслу с русским романсом, американским кантри и португальским Фаду. В настоящее время под энка подразумеваются традиционные песни романтического содержания.

Энка - заглавие этого обычного песенного жанра Японии можно перевести на российский язык как "песнь печали". В мировой музыкальной культуре воспевание печали типично и для южноамериканского блюза, и для французского шансона, и для российского романса.

У жанра энка достаточно туманная родословная, существует много различных версий его происхождения. Согласно одной из версий, прародителями энка были бродячие актеры. В собственных странствиях по Японии они демонстрировали моноспектакли, знакомя население с новенькими песнями.

Исполнители энка воспользовались всем богатством японского фольклора, заимствовав почти все из обычных синтоистских песен кагура, ритуально-обрядовых буддистских песен, театрального искусства Кабуки, Да и Кёгэн. Используя такую колоритную гамму, певцы печали подобно живописцам делали свои неподражаемые по форме и содержанию баллады. Индивидуальностью новейшего стиля было тонкое сочетание разных певческих приемов. Например, подчеркивая драматизм лирики, исполнители просто перескакивали с больших тонов на низкие либо, выделяя чувственность того либо другого куплета в пении, переходили от вокала к мелодекламации. Эти приемы выполнения потрясающе сочетались с элементами актерской игры, при всем этом любая песня подобно целому театральному спектаклю говорила слушателю о катастрофы людской жизни.

Сценический образ исполнителей был небогат колоритными одеждами, и традиционно певцы являлись перед слушателями в ординарном кимоно. Это, к слову, соответствовало стилю страдающего от безответной любви простолюдина. Сначало выполнение романсов сопровождалось аккомпанементом на разных народных музыкальных инструментах, таковых как сямисэн, кото, барабаны, флейты синобуэ и сякухати, но с течением времени музыкальную гамму выполнения дополнили разные европейские музыкальные инструменты.

До первой мировой войны романсы энка были только народными. Калоритные лучи шоу-бизнеса задели этого жанра лишь в 1914-м, когда композитор Симпэй Накаяма написал песню "Katyusha no uta" ("Песня Катюши") для театральной постановки по мотивам "Воскресения" Л.Н. Толстого. В спектакле ее исполнила популярная драматическая актриса Сумако Мацуи (1888-1919). Песня была написана по канонам энка и сходу захватила широкую популярность, мелодию просто схватили по всей стране, и она стала одним из первых хитов звукозаписи. С большой популярности "Песни Катюши" начался постепенный процесс, разрушающий барьеры, отделявшие энка от японской эстрады.

Существенно позже, в 1921 году, С. Накаяма пишет другую, более известную песню "Sendo kouta" ("Песня лодочника"). Романс был записан в классической европейской пентатонической нотной системе, став для композиторов будущих поколений моделью для сочинения романсов в стиле энка.

После окончания 2-ой мировой войны стране пришлось пережить сумрачные годы разрухи и бедности. Потому и песни печали были на устах почти всех японцев, а почти все пользующиеся популярностью звезды эстрады тех пор были исполнителями энка. Сделав шаги на эстраде, жанр начал занимать место в репертуарах звезд эстрады тех лет. Пластинки с записями энка становились хитами и занимали достойное место в фонотеке японцев.

Яркой звездой посреди исполнителей энка стала Хибари Мисора (1937-1989). Она также была великолепной эстрадной певицей и профессиональной киноактрисой. В 60-е годы на японскую эстраду оказывал воздействие заморский сосед, и выполнение энка стало в определенной степени противоборством южноамериканскому поветрию. Иными звездами энка были Харуми Мияко, Тиёко Симакура, Акэми Мисавара, Киёко Суйдзэндзи, Эйко Сэгава, Аки Ясиро, Сатико Кобаяси (фото www.sachiko.co.jp), Саюри Итикава, Ясими Тэндо, Рэйко Кано, Каори Кодзай и остальные. Посреди парней - исполнителей энка следует упомянуть Хасиро Касуга, Мития Михаси, Харуо Минами, Хидэо Мурата, Синити Мори, Сабуро Китадзима.

С уходом в прошедшее сумрачных послевоенных лет и постепенным проникновением западной пользующейся популярностью музыки на японскую эстраду музыкальные критики все почаще писали о том, что у японцев стало меньше поводов для печали, а поэтому, мол, жанр энка стал себя изживать. Пессимистические прогнозы предсказывали ему скорую кончину, но в 70-е годы с ростом популярности караоке романсы вновь обрели популярность..

Подобно хоть какому музыкальному стилю энка меняется не лишь под воздействием моды, ее исполнители также заносят в нее свою авторскую трактовку и видение. Певица Акэми Мисавара числилась достаточно эксцентричной исполнительницей. У нее была маленькая стрижка, и она третировала кимоно как классической одежкой исполнительницы энка. Она попробовала наполнить старый песенный жанр
оптимистической энергией.

Скромность народного костюмчика исполнителей энка стала уступать веяниям шоу-бизнеса, обретать калоритные краски и тона. Так, выступления Киёси Хикавы, который выходил на сцену в ярчайшем костюмчике, больше пригодном для поп-звезды, чем для исполнителя грустных романсов, вызывали у одних почитателей энка бурю негодования, остальные же считали его новатором этого направления. Но посреди молодежи у Хикавы нашлось много поклонников. В 2006 году его творчество было удостоено Премии японской государственной звукозаписи.

Образ менестреля, поющего оду печали, завлекал и продолжает завлекать внимание японского синематографа собственной живописностью, ведь энка - это не только лишь романс, это к тому же образ мысли и образ жизни, драматизм которой потрясающе воплощался на экране бессчетными звездами японского кино. В стремлении захватить внимание массовой аудитории к данной теме обращаются телевизионные каналы, снимая разные телесериалы и киноленты, где главными героями выступают певцы печали. Хитом телевидения 2007 года был комедийный сериал "Царица энка", в нем популярная японская кино- и театральная актриса Юки Амами с изрядной толикой юмора и артистизма показала парадоксы сценической и ежедневной жизни певицы.

Романсы энка как и раньше находят путь к сердечку слушателей различных поколений и пополняют армию собственных почитателей не только лишь в Японии, да и за ее пределами. В России в конце 60-х песни в выполнении Харуо Минами, Тиёко Симакура, Мития Михаси нередко звучали на радио и воспользовались большой популярностью у русских слушателей. Но никто из исполнителей энка никогда не выступал с концертами в России. Первой эту традицию нарушила Дзюнко Исихара. В 2007 году в рамках фестиваля японской культуры "Японская весна в Санкт-Петербурге" она выступила с сольным концертом перед русской публикой, и результатом фуррора ее выступления стало пополнение стана почитателей этого старого жанра. Этот фуррор в очередной раз показал, что в истории энка рано ставить точку, актуальная энергия этого старого искусства велика и сумеет пробиться через годы и столетия.

2) Кото - общее название различных длинных японских цитр. Его конструкция такова. Толстая передняя доска-дека (186 см длиной и 48 см шириной) изготавливается из особо мягкой породы дерева (павлония). Задняя дека имеет два резонаторных отверстия. Тринадцать струн одинаковой толщины натянуты между двумя тонкими, низкими мостиками, установленными ближе к концам корпуса инструмента. Высота звучания каждой струны меняется при помощи передвижных колков-кобылок. Звук извлекается при помощи надеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки «когтей» из слоновой кости.

Музыка для кото носит название сокёку по имени старейшей разновидности кото, входящей в состав оркестра гагаку (со или гаку-со). Инструменты этого типа известны с давнейших времен, о чем говорят, в частности, глиняные фигурки музыкантов, датируемые III в до н.э., а также упоминание о «Говорящем Небесном Кото» в «Кодзики»). Тип длинной цитры занимает особое место в дальневосточных музыкальных культурах, являясь важнейшим репрезентантом высокой классической музыкальной традиции. Такое положение является уникальным именно для Дальнего Востока, поскольку ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. По-видимому, это обусловлено соответствием природы музыкального мышления, базирующемся на 5-ступенном структурном архетипе, в его различных проявлениях, природе и техническим возможностям длинных цитр.

Когда партии кото стал аккомпанировать сямисэн, в моду вошел упоминаемый ниже инструментальный стиль тэгото-моно. Особой популярностью пользовались ансамбли, состоящие из кото и сямисэна или двух кото. Первый раздел партии кото в этом стиле назывался хон-тэ, второй, в котором чаще всего использовалась более сложная и изысканная мелодическая линия - каэ-дэ. Если к композиции для двух кото добавляется третий раздел, то для него характерен прием бурдонирущего или остинатного звучания. С конца периода Эдо вертикальная бамбуковая флейта сякухати стала третьим инструментом, добавляемым к ансамблю кото и сямисэна. Этот стиль камерной инструментальной музыки назвали санкёку (дословно - "композиция трех"), что в этом случае означало звучание трех инструментов.

Музыка гагаку принадлежит к одной из самых сложно организованных музыкальных систем в мировой культуре, и именно она имела основополагающее значение для развития японской музыки и, в частности, для традиции игры на кото.

3) Сякухати это продольная флейта из бамбука, которая, по мнению некоторых исследователей, проделала весьма длинный путь, начав своё путешествие в Египте (там флейта называлась «саби»), оттуда саби через Ближний Восток и Индию попала в Китай и стала называться «чи-ба», а уж из Китая этот музыкальный инструмент добрался и до берегов Японии.

Как правило, длина сякухати равняется 54,5 см, ширина обычно равняется 4,5 см и первоначально инструмент имел 6 отверстий – 5 в передней части и 1 – в задней. Современный вид и 5 отверстий флейта приобрела несколько позднее, для чего примером стала китайская продольная флейта сяо.

Существуют следующие разновидности сякухати:

1. гагаку сякухати использовалась в составе оркестра гагаку и является одной из наиболее ранних разновидностей, пришла в Японию из Китая. Этот вид сякухати имеет 6 игровых отверстий. В императорской сокровищнице в Наре до сих пор хранится несколько замечательно сохранившихся образцов.

2. тэмпуку отличается от классической сякухати несколько иной формой отверстия для рта и получила распространение на территории современной префектуры Кагосима в XII-XV вв. Этот вид сякухати изготовляется из тонкого и длинного отрезка бамбука и имеет 5 игровых отверстий.

3. хитоёгири вырезается из одного колена бамбука и также имеет 5 игровых отверстий. Со второй половины XVII в. хитоёгири постепенно выходила из употребления и до нашего времени исполнение на этом виде музыкального инструмента не сохранилось.

4. фукэ сякухати тоже имеет 5 отверстий для игры и отдельно выделяется тяжёлым и широким концом, который образуется корнем бамбука. В течение периода Эдо фукэ сякухати находилась в исключительном ведении монахов секты Фукэ, поэтому очень часто этот вид флейты называется комусо сякухати.

5. отдельно можно выделить нестандартные сякухати – с 7 и 9 отверстиями для игры, а также гибрид восточной и западной флейты – флейту с ротовым отверстием сякухати и клапанным механизмом флейты с Запада.

Изготовление сякухати

Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука определённого сорта (Phyllostachys bambusoides) и все операции до сих пор выполняются вручную и согласно всем существующим в этой области традициями. Сначала выбирается бамбук и выкапывается из земли вместе с корешками – необязательно выкапывать корни на всю длину, достаточно нескольких сантиметров.

Разумеется, отобранный бамбук должен отвечать определённым критериям, поэтому зачастую поиск подходящего ствола весьма затягивается. Плюс ко всему, в 1965 г. было отмечено, что численность сорта бамбука, подходящего для изготовления сякухати, значительно сократилась – жизненные циклы ряда рощ подошли к концу. В связи с этим многие исполнители были вынуждены обратиться к поставщикам бамбука, что привело к снижению качества материала.

После того, как ствол выкопан, его нужно прогреть на слабом огне, при этом выделяются натуральные масла и ствол меняет свой цвет с зелёного на светло-коричневый. После этой процедуры бамбук высушивают в течение недели под прямыми лучами солнца, а затем оставляют в тёмном месте на срок от трёх до шести лет. Высушивают бамбук как правило зимой, когда солнечный свет не такой интенсивный.

Затем отрезается корневая часть нужной длины, снова прогревается и разрезается на две части – внутри удаляются перегородки, зачищается внутренняя часть заготовки, плюс высверливаются отверстия для игры. Из оставшегося отрезка бамбука вырезается соединительная муфта, а из рога вытачивается рассекатель воздуха (утагути). Изнутри канал покрывается смесью из лака уруси и мелкого-мелкого песка тоноко, после чего стенки канала покрываются несколькими слоями лака.



4) Музыка кабуки

Театр кабуки возник в XVII веке, и в представление входили танцы, которые потом выделились в отдельный жанр сценического искусства нихонбуё.
Музыка кабуки включает 4 основных жанра музыки для сямисэна: гидаю, произошедшее из сказового жанра дзёрури, токивадзу и киёмото, – другие стили дзёрури, нагаута – лирические песни, исполняются в танцевальной части, кагэ-баяси – музыка, исполняемая вне сцены ансамблем для нагаута и многими ударными инструментами. Музыканты, не входящие в кагэбаяси, располагаются на сцене и относятся к дэбаяси (музыка на сцене)
Также присутствует ансамбль хаяси из трех барабанов и одной флейты.
На сцене располагается ансамбль для нагаута, перед ним – ансамбль хаяси, а перед ним происходят танцы. Сказители располагаются на возвышенной платформе слева, а музыканты киёмото и токивадзу – дополнительных платформах по обеим сторонам сцены. В специальном помещении, загороженном от зрителя, находится ансамбль кагэ-баяси, где особенно много ударных (трещотки, гонги, колокольчики) и духовых инструментов. Этот ансамбль исполняет звуки падения дождя, снега и создает другие необходимые звуковые эффекты.
Также деревянные трещотки, оповещают о начале и конце спектакля. Их отрывистые звуки повторяются в ритме стаккато. Деревянные трещотки используются также в качестве одного из ударных музыкальных инструментов во время действия спектакля.

Музыка бунраку

Театр бунраку (кукольный театр) также возник на основе популярных представлений и достиг расцвета в период Эдо. Представления сопровождаются речитативами дзёрури и аккомпанементом сямисэна.
Сказители таю и музыканты располагаются на специальном помосте, отходящем от правой (со стороны зрителя) части сцены. Во время спектакля говорит или поет только сказитель, он отвечает за все роли и за основной текст. Сказитель исполняет свою партию в трех стилях: речь (котоба), сказ (дзиай) и пение (фуси). Эти стили чередуются, обычно диалоги исполняются в котоба, повествование ведется сказом, а особенно эмоциональные моменты выделяются пением. Рассказчик может выступать как один, так и в группе, повествование ведется и одним сказителем, и хором.
Сямисэн вступает во время сказа или пения, а также в паузах. Существуют особенные обозначения героев определенными мелодиями, поэтому по проигрышу сямисэна можно понять, какая кукла сейчас войдет и какой у нее характер. Звуки сямисэна передают эмоции героев, подчеркивают характер происходящих событий, выделяют определенные кульминационные моменты

Бугаку не является исконно японским театром. Это искусство пришло из Индии в Китай, из Китая в Корею и только оттуда - в Японию. Бугаку состоит из музыкальных композиций, под которые исполняются медленные аристократические танцы. Музыкальные композиции делятся на большие, средние и малые.
Музыка космологическая, это попытка передать звучание космических сфер. Она не аккомпанирует голосу или движениям, она развивается отдельно.

Вот так вот немного о некоторых направлениях традиционной японской музыки.))) 



Помогите распространить информацию — поделитесь новостью с друзьями, нажав на одну из кнопок ниже
Vivian для anime.com.ru © 2012
anime.com.ru




КОММЕНТАРИИ К НОВОСТИ (2)

Ev 
Ev | 2014-04-21 13:51:06

Да Vivian молодец, хороший текст и полезный.


RineRin 
RineRin | 2014-04-21 01:44:45

Аригато, замечательная статья! Узнала много нового. ^_^

Информация
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.