Небольшое знакомство с Кендо


Дата: 09/01/2012
Тема: Аниме форум | Статьи | Article | Аниме форум | Anime Fo

Небольшое знакомство с Кендо

Те кто видели фильм "Последний самурай" наверно помнят сцены тренировок с деревянным мечом. Поэтому для ознакомления и была скомпилирована эта статья. Конечно, на этом сайте есть участники, которые занимаются кендо, и могли бы больше сказать по этой теме, но здесь будет кратко.

КЕНДО — японское искусство фехтования на мечах, произошедшее от древнего «кэн-дзюцу». После революции «Мэйдзи» в 1868 году ношение мечей было запрещено и традиции кэн-дзюцу вскоре забылись. Возрождение произошло уже в новом виде. В 1928 году возникла Всеяпонская федерация Кэндо. Несмотря на все испытания Второй мировой войны и последующей оккупации, когда был введен запрет на все проявления национального духа, Кэндо развивалось и пользовалось огромной популярностью по всей Японии. Но теперь это уже был скорее спорт.►

Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Это новая эпоха в отношении к БУДО. Она пришла на смену древнему слову ДЗЮЦУ. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.

Кендо стремиться к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.

История

Кен-до (путь меча) — японское воинское искусство, основанное на приемах с двуручным самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю. Фехтование мечом с прямым, единоострым лезвием было заимствовано из Китая в период правления династии Суй (589-618). В девятом веке сражения на лошадях привели к использованию мечей с более длинными изогнутыми клинками, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующимся захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата.

С установлением власти сегуна Минамото в 12 веке и усилением влияния военной аристократии искусство владения мечом приобрело особое значение. Тогда и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом».

В середине эпохи Муромачи (1333-1568) мастера, в совершенстве владевшие фехтованием, стали открывать школы для обучения боевым искусствам.

После продолжительного периода войн в начале 17 века сегуном Токугавой был установлен общенациональный мир, и искусство кендо становится привилегией только самураев и аристократии. Кендо сливается с Бусидо — моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев.

Сплав основных религиозных философий Японии — Синтоизма, Буддизма, Конфуцианства с воинским искусством послужил благодатной почвой для духовного развития и перехода от техники владения оружием только для победы к технике самосовершенствования через постижение мастерства владения мечом. Количество школ стало резко возрастать и к 18 веку их стало примерно 200. Во второй половине 18 века были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. В 1879г. кендзюцу вводится в курс подготовки Токийской полиции, а в 1895г. для поддержки кендзюцу и других военных дисциплин было образовано Всеяпонское общество боевых дисциплин (Дай Нихон Бутокукай).

Снаряжение

Снаряжением в кэндо является меч (синай), а одежда для занятий (в порядке одевания) состоит из: верхней части кимоно ( «кендоги»), штанов-юбки ( «хакама»), защитного пояса-юбки ( «тарэ»), нагрудника ( «до»), шлема ( «мэн») и рукавиц ( «коте»).

Занятия кендо выполняются босиком. На голое тело сначала одевается «кендоги», которое изготавливается из высококачественного хлопка, а потом — «хакама». Они изготавливаются из хлопка и химволокна. И «кендоги», и «хакама» — очень удобная одежда. Ткань одежды красят традиционным японским способом с помощью индиго ( «айдзоме»). Этот цвет очень стойкий, на нем не заметно загрязнений, а в южных районах Японии считают, что он даже отпугивает комаров.

После «кендоги» и «хакама» надевают «тарэ» — защитный пояс-юбку. «Тарэ» состоит из таких частей: «оодарэ» и «кодарэ», которые присоединяются к «оби» с помощью декоративных швов, и «вакихимо» (завязок).

Следующий этап — «до» (нагрудник). Верхняя часть нагрудника ( «домунэ») выполнена из кожи, а внутри заполнена хлопковыми и войлочными прослойками. Внешняя часть «домунэ» украшается специальной вышивкой. Нижняя часть нагрудника ( «додай») может быть изготовлена из пластика или из вертикальных узких бамбуковых пластин, на которые наклеивается кожа. Количество этих пластин может быть разным у разных видов «до» — 43, 50, 60 и т.д. Кожа лакируется специальным лаком, цвет которого получают за счет окисления готового лака железом.

Шлем, или «мэн» состоит из: 1) передней части «менганэ», которая как решеткою защищает лицо фехтовальщика; 2) нижней части «аго», которая защищает подбородок; 3) части, которая прикрывает голову и шею сверху и по бокам. «Менганэ» представляет собой решетку из горизонтальных стальных или дюралюминиевых прутьев (у взрослых их 14, у детей 13) и одного вертикального посередине. «Аго» изготавливается из обработанной коровьей или оленьей кожи. Мягкие части шлема изготавливаются из войлока, обшитого хлопковой тканью и тщательно простроченного.

Потом надеваются рукавицы ( «котэ») верхняя часть которых набита оленьим пухом или химволокном. Внутренняя часть рукавиц, которая прилегает к ладони, изготовлена из коричневой или белой оленьей кожи.

«Синай» или тренировочный меч был разработан около 1750 г. Он изготовлен из четырех отполированных стержней бамбука. Квадратная металлическая пластина находятся внутри, чтобы выровнять их друг относительно друга. Т-образная резиновая прокладка, разделяющая концы, прикрывается «сакигава». «Накаюи» предохраняет стержни от расползания в средней части, а «цука» исполняет роль ручки и крепит стержни. «Химо» (струна) соединяет вместе кожаные наконечники и показывает, где у меча тупая часть лезвия. Гарда или «цуба» изготавливается из пластика или кожи и держится на ручке с помощью резинового кольца, называемого «цуба-домэ».

В зависимости от пола и возроста фехтовальщика, применяются мечи разной длины и веса. Например, мечи для учеников начальной школы (7-12 лет) имеют длину 111 см., для учеников средней школы (13-15 лет) — 114 см., для учеников старшей школы (16-18 лет) — 117 см., а для взрослых — 120 см. Естественно, что мужские мечи чуть тяжелее женских.

 
Техника

 Так как Кендо — это искусство поединка с противником, основой техники Кендо является искусство владения психичесой энергией, т.е. — боец, собрав всю свою волю и боевой дух, состязается с волей соперника. Искусство Кендо — это искусство соединения в одно целое боевого духа, меча и тела бойца. Конечно, и в других видах спорта результат поединка зависит от возможности спортсмена прогнозировать ситуацию и от его воли, но в Кендо эти два фактора играют особенно важную роль. Другими словами, в основе искусства поединка с противником лежит умение соединить сильный боевой дух с умелой психической техникой бойца.

1) Бой в Кендо проводится в виде поединка с соперником: он требует нанесения сопернику мечом «результативных ударов» (смотри выше), которые должны быть нанесены аккуратно и с соблюдением соответствующих правил. Поэтому во время занятий Кендо большое внимание уделяется изучению «базы»: «камаэ» (позиция), «асисабаки» (движение ног), «субури» (движение меча) — основным принципам этого боевого искусства.

2) Во время поединка требуется правильное нанесение удара: не бесцельное махание мечом, а быстрый, сильный, аккуратный, с вложенным в него боевым духом, удар точно в цель. Кроме этого необходимо соблюдение еще двух условий: во время нанесения удара баланс всего тела не должен быть нарушен, удар должен быть «зафиксирован», — таким образом, очень важнымявляется искусство координации нервов и мышц бойца.

3) Еще одной отличительной чертой Кендо является то, что атака и оборона являются одним целым. В Кендо важно не обороняться ради защиты, а нападать, реагируя на атаку соперника. Таким образом, Кендо — это искусство одновременной атаки двух противников.

4) Искусство владения мечом и телом состоит в безошибочном предугадывании следующего движения противника для проведения успешной атаки. В Кендо ни в коем случае не допустимы «случайные», бесцельные движения

Управление телом во время поединка

Для того, чтобы достичь единства тела и меча и воспользоваться малейшей оплошностью противника во время поединка, несомненно нужно быть ловким и искусным. Кроме того, необходимо уметь сконцетрировать всю свою силу с тем, чтобы использовать ее мгновенно.

Чтобы перейти с начального этапа, когда вы выполняете все действия медленно на этап, когда вы сможете выполнять их рефлекторно, важно совершенствовать свои способности в следующем:

— упражнения, во время которых выполнение движений, сопровождаемых криком во время насильственного выдоха, чередуются с короткими поединками;

— упражнения для тренировки правильной осанки (во время отработки базовых позиций, а также во время отработки ударов). Данные упражнения важны также для повседневной жизни.

Владение психикой во время поединка

Если во время поединка хоть на мгновение опоздать с ударом, заколебаться или не успеть объединить боевой дух и тело в единое целое — тут же последует точный удар противника. Следовательно, можно утверждать, что самым важным в искусстве владения психикой во время боя является искусство управления своей психической энергией.

Говорят, что внутри каждого из нас существуют трусость и храбрость, и эту свою трусость каждый должен победить. Поединок с противником — это поединок с собственной трусостью и малодушием.

Во многих видах спорта и боевых искусствах необходима концетрация на достижении результата, но в Кендо, в котором победу решает лишь мгновенье, как нигде требуется предельная концетрация и внимание. Чем больше тренироваться, тем выше становится умение соединять все свое внимание и концетрацию на движении в момент нанесения удара.

Даже во время жестокого поединка нельзя терять самообладания. Необходимо сохранять спокойствие при оценивании ситуации и смело действовать исходя из этой оценки. 

Ознакомьтесь с предисловием из книги Хироси Одзава «Основы Кендо»: 

 Что такое Кэндо?


Практика Кэндо имеет давнюю традицию в японской культуре. Изначально являясь способом обращения с мечом, Кэндо было более полно осмыслено благодаря соблюдению естественных законов на поле боя. Оно может быть разделено на следующие три составляющие:


1.Путь тела — как держать меч, маай (пространственная дистанция, разделяющая двух противников) и т. д.


2.Путь меча — как выполнять удар, правильный момент для выполнения удара и т. д.


3.Путь сознания —правильное ментальное отношение.


Хоть это деление и дает удобную основу для теоретического понимания главных элементов Кэндо, однако на практике они так тесно переплетаются между собой, что различия между ними не всегда столь четкие. Однако крайне необходимо, чтобы те, кто изучают Кэндо, вначале усвоили эти основные составляющие и осознали, что занятия Кэндо — это нечто гораздо большее, чем просто способ одолеть противника.


2. Зачем заниматься Кэндо?


В зависимости от преобладающих социальных условий эпохи, Кэндо на различных стадиях своего развития практиковалось для различных целей. И хотя у каждого, кто начинает заниматься Кэндо, будут свои личные мотивы, можно сказать, что сегодня цель Кэндо состоит в развитии здорового тела и сознания посредством длительных занятий (кэйко). В Японии приблизительно пять миллионов человек занимается Кэндо как в школах, на предприятиях и в полицейских участках, так и в додзё.


Сегодняшнее Кэндо представляет собой технику, которая разрешает нанесение противнику ударов в заранее определенные места синаем (бамбуковым мечом). В этом смысле Кэндо может быть отнесено к современным видам спорта. Однако мы также должны сохранять дух Кэндо, который оставался неизменной традицией на протяжении веков. Первоначальный девиз Кэндо гласил: «Победа означает жизнь, поражение означает смерть». И хотя сегодня это не следует воспринимать буквально, тем не менее очень важно выработать серьезное отношение к занятиям Кэндо, целью которых должно стать формирование всесторонне развитой личности, что включает в себя как физическое, так и духовное и социальное развитие.


Ниже вы найдете некоторые советы, которые могут помочь понять суть занятий Кэндо:


В додзё освободитесь от личного отношения к своим товарищам. До тех пор пока на вас надет мэн (защитная маска), ваш оппонент должен восприниматься как противник, а кэйко (занятие) — как столкновение один на один.


Нужно признать, что каждый человек обладает своим собственным стилем и философией Кэндо, которые необходимо уважать, но в то же время необходимо поддерживать чувство гармонии в группе.


Кэйко должно выполняться при полном объединении духа (кихаку), физической силы и техники.


Каждое кэйко и каждый удар во время кэйко должны выполняться с таким чувством, как будто это последний и единственный ваш шанс.


На протяжении кэйко изо всех сил стремитесь развить свою личность.


Улучшайте свое Кэндо, отдавая всего себя кэйко ради него самого. На любом этапе занятий необходимо помнить, что Кэндо невозможно знать, скорее, это искусство, изучение которого доставляет постоянное удовольствие. Поэтому Кэндо начинает хорошо получаться у вас автоматически, через определенный период времени.


3. Выработайте великодушное и гуманное отношение к своему противнику


Несмотря на то что Кэндо в своем развитии проходит различные стадии, его сущность (хонсицу) остается неизменной: один человек сталкивается лицом к лицу с другим человеком с синаем в руках, сознание встречает сознание и противники наносят удары. Посредством тренировки духа и правильного, честного и энергичного выполнения кэйко происходит облагораживание человеческой природы.


Первоначально это может показаться парадоксом. Как может человеческая природа облагораживаться благодаря тому, что человек ожидает момента, когда противник будет незащищен, и наносит удар?


Чтобы понять это, необходимо осознать, что сегодня Кэндо практикуется в искусственно созданной среде. Атака и парирование выполняются с полным осознанием того, что никто на самом деле не хочет убить или ранить противника. Скорее даже наоборот, вовлеченные в подобное действие, оба противника соревнуются и взаимодействуют друг с другом. Никогда не забывайте уважать противника и признавать его человеческую природу, но в то же самое время сопротивляйтесь со всей мощью. Таким образом, каждый может облагородить человеческую природу другого. Правила соревнования существуют именно для того, чтобы помочь сохранить это жизненно важное равновесие.


Кроме того, выиграть матч в Кэндо, безусловно, важно, но так же важно в трудной ситуации, в которую вы поставлены, победить себя. Другими словами, при изучении Кэндо необходимо сформировать дух самоотречения, который приведет к облагораживанию личности.

 


Женщины и Кэндо


Сегодня в США, да и в других странах, число женщин, занимающихся Кэндо, превышает число мужчин. Более того, предсказывают, что эта тенденция будет продолжать развиваться и в следующем столетии, так что в конечном счете Кэндо будет заниматься больше женщин, чем мужчин. И хотя трудно понять, почему это так, создается впечатление, что Кэндо предлагает женщинам нечто такое, чего не могут дать другие виды воинских искусств.


Довольно давно многих женщин привлекают такие виды воинских искусств, как Дзюдо и Айкидо. Очень часто это происходит от желания приобрести определенные навыки самообороны. Кэндо же требует использования специальных доспехов и поэтому не попадает в эту категорию воинских искусств.


Таким образом, необходимо признать, что женщины начинают заниматься им по каким-то другим причинам. Некоторые из них, без сомнения, схожи с теми причинами, что упоминают занимающиеся Кэндо японские женщины. Кэндо не только избавляет от стрессов и дает ощущение физического и ментального благополучия —многие виды спорта делают то же самое, — оно укрепляет веру в себя. Более того, оно может культивироваться в не несущей угрозы обстановке, поскольку, в отличие от большинства других воинских искусств, использование в Кэндо доспехов означает, что никакого телесного контакта на самом деле не происходит.


Необходимо подчеркнуть, что Кэндо, практикуемое женщинами, совершенно ничем не отличается от того Кэндо, которым занимаются мужчины. Поскольку основой Кэндо является не физическая сила, а правильная вадза и правильное ментальное отношение, то оно в равной мере подходит как мужчинам, так и женщинам. И поэтому существующая в настоящее время тенденция чрезвычайно обнадеживает.»


Можно добавить еще что :

Цели практикования кендо:
Формировать разум и тело,

Развивать сильный дух,

Через правильные и строгие тренировки

Стремиться к совершенствованию искусства Кендо,

Высоко ценить человеческую вежливость и честь,

Быть искренним с другими,

И всегда совершенствовать себя.

Это позволит каждому:

Любить свое государство и общество,

Делать вклад в развитие культуры

И продвигать все человечество к миру и процветанию.

 
(Концепция кендо была составлена Всеяпонской федерацией кендо в 1975г.)
 
"Ключевые моменты преподавания кендо" и пояснения к ним
(Значение shinai)
Для правильного распространения и развития кендо определенные усилия должны предприниматься для обучения тому, как правильно держать shinai в соответствии с принципами меча.
Кендо - это путь, где каждый конкретный человек, используя shinai, развивает свое сознание (себя) с намерением shin-ki-ryoku-itchi (слияние сознания, духа и техники). "Меч-shinai" не должен быть ориентирован только на оппонента, но и на самого его владельца. Таким образом, главной целью преподавания является поощрение слияния разума, тела и shinai через тренировки этой дисциплины.
 
(Reiho - этикет)
Инструктор должен делать ударение на этикете, чтобы поощрять уважение к партнерам, и обучать людей обладающих чувством собственного достоинства и человечностью.
Даже во время соревнований большое значение имеет поддержание этикета в кендо. Основной акцент, таким образом, должен быть сделан на преподавании в духе и форме reiho (этикет), чтобы тренирующиеся могли развить в себе сдержанное отношение к жизни и осознать идеалы koken-chiai (желание достичь взаимопонимания и улучшения человечества с помощью кендо).


(Кендо на всю жизнь)
Во время проведения тренировок нужно стимулировать тренирующихся соблюдать меры предосторожности для соблюдения безопасности и поддержания здоровья, посвящать себя развитию своей личности на протяжении всей жизни.
Кендо - это "путь жизни", который следующие поколения могут изучать вместе. Важнейшей целью преподавания кендо является стимулирование практикующих находить и определять их собственный путь в жизни с помощью тренировок техникам кендо. Таким образом, практикующие смогут составить богатое восприятие жизни и применить культуру кендо на практике, тем самым получая пользу от этого в повседневной жизни через возросшую силу в обществе.
 
14 марта, 2007г.
Всеяпонская федерация кендо





Это статья anime.com.ru
http://anime.com.ru

URL этой статьи:
http://anime.com.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3823