Японский сад камней - Карэ-сансуй, карэсансуй (karesansui)


Дата: 02/02/2012
Тема: Аниме форум | Статьи | Article | Аниме форум | Anime Fo

Карэсансуй - японский сад камней

Японский сад камней или сад дзен (Карэ-сансуй, карэсансуй (karesansui)). При упоминании слова "сад" в воображении встает живописный пейзаж, преимущественно в зеленой цветовой гамме, включающий растения, деревья, траву, цветы, возможно небольшой пруд.

Но с дзен-садами дело обставит несколько иначе, они создаются с использованием минимального количества растений, может чуть-чуть мха, в них нет водоема, лишь камни, гравий, песок.

Сад в стиле дзэн или Карэсансуй (карэ=сухой, сан=гора,суй=вода) обычно связывают с дзэн буддизмом, особо делающим акцент на спокойном миросозерцании, размышлении на пути к более просветленной жизни. Дзен-сад – это физическая форма дзен-буддистской философии, первоначально он создавался как практическое пособие для понимания принципов дзэн.►

 

 

 

 

 

японский сад камней , сад дзен

 Дзен-буддизм часто отождествляют с японским духом вообще, наверное, потому, что дзэнское мировосприятие пронизывало в свое время все аспекты японской культуры – от живописи до боевых искусств.

История формирования принципов и элементов японского сада камней (сад в японском стиле, японский ландшафтный сад, японский каменный сад) «карэсансуй» связывают с именем священника Мусо Кокуси (Сосэки) (1275-1351). Именно его называют прародителем японского сада камней. Сосэки являлся главным советником первого сёгуна клана Асикага, Асикага Такаудзи. Сосэки покровительствовал дзен-буддизму и благодаря его влиянию на Асикага Такаудзи дзен-буддизм стал ведущим направлением буддизма. Его работы с садами известны всемирно, но, к сожалению, существует очень немного переводов его теорий, в том числе и на английский язык. Самый известный пример – карэсансуй в Рёан-дзи, храме в Киото, привлекающий каждый год тысячи посетителей из всех уголков мира.

 Зачастую священник оказывался и живописцем и ландшафтным дизайнером одновременно. Обязательно надо назвать и Соами из Дайсэн-ин (Киото). Соами или Кангаку Синсо (другое имя) надо заметить вообще был выдающейся
личностью. Художник, искусствовед, ландшафтный дизайнер, поэт, мастер чайной церемонии и искусства икэбаны. Во всех своих творческих проявлениях он учил, что любая светская художественная форма может служить средством для достижения духовного совершенства. К сожалению, не сохранилось ссылок на его садовые проекты, но как полагают, единый стиль мастера угадывался и в его живописи и в садовом искусстве.

Вода и камни - два основных элемента японского сада.
В саду почти нет ярких цветовых акцентов, все построено на сочетании природных форм и фактур: камня, дерева, листвы.

Красиво цветущим видам в японском саду придается небольшое значение. Его основу составляют деревья, кустарники и бамбук. Искусная и постоянная обрезка подчеркивает красивые изгибы веток, которые кажутся совершенно естественными.

Сосны особенно любимы японцами. Кроны искусно формируются с помощью обрезки. Одна из целей - сохранить деревья в рамках определенного размера, чтобы их высота не превышала 3-5 метров. Ни один японский сад не обходится без дланевидного клена. Его изящные резные листочки необыкновенно красивы осенью, когда становятся багровыми.

Центральное место в японском саду отведено водоему.

японские сады картинки водоем

Мидзу – ВОДА в буддизме метафора человеческого возникновения, существования, скитаний души человека из одной оболочки в другую. Появившись в виде небольшого ручейка, она набирает силу, струиться, образовывает водовороты, несется к морю, чтобы в конце спокойно в нем исчезнуть, а потом вновь «родиться» в виде дождя

Стекающая каплями вода (сиси одоки или испуганная лань) является мерой времени.

Ну и конечно, как и в любой другой религии, вода – символ очищения.

По  краям  водоема, заросли бамбука, мягкое шелестение листьев и постукивание стволов которого на ветру успокаивает и способствует медитации. Пышными куртинами окружают берега азалии - непременный атрибут японского сада. Весной они расцвечивают сад своими нежными розовыми цветами, а летом радуют густой зеленой листвой.

Вечнозеленые мелколистные азалии прекрасно чувствуют себя в садах Японии с ее мягким субтропическим климатом. Постриженные в форме шара или волнами, они создают структурную основу сада. Почетное место в самом центре японского сада занимает сакура, которая зацветает еще зимой. Сакура для японцев культовое дерево, а любование ее цветением - настоящий ритуал.

Папоротники способны придать ландшафту естественности, они прекрасно выглядят под деревьями, среди кустарников, на берегах водоемов. Ирисы - одни из немногих цветущих травянистых растений, популярных в Японии.

Растения в саду выражают чувства с помощью цвета и структуры. Так красная сосна намекает на женское присутствие. Растения в японском саду тщательно подобраны, чтобы привнести тонкое, но красноречивое понимание многих принципов дзэн философии.

японский карп кои


Ни один японский сад или создание японского сада не обходится без пруда и красных декоративных карпов (кои) в нем. Карпы не только красивы, но и неприхотливы, хорошо зимуют в водоемах. Во время отдыха и медитаций японцы любят наблюдать за грациозными движениями этих рыбок. Живут эти рыбы до семидясяти лет. Их можно оставлять в пруду на зиму, если он правильно обустроен. Достаточно, чтобы в водоеме был участок глубиной около метра, там рыбы и перезимуют. Как только температура воды опускается ниже 5 град. С, они опускаются на дно, в ил, где температура воды всегда положительная. В это время им уже не нужен корм, а только кислород.

Любимое место отдыха гостей и хозяев - нависающая над водой терраса чайного домика. Деревянный настил служит продолжением гостиной. Коллекция японской керамики гармонирует с открывающимся из окна пейзажем.

Также часто в японском саду присутствуют украшения, элементы японского сада (тэнкэйбуцу).

ступа в японском саду камней

Так ступы в саду – недвусмысленный намек на отношения между живущими и мертвыми душами. Они указывают правильный путь. Чайный бассейн, вновь символ очищения, и жизни. Иногда можно в саду увидеть статуэтку лягушки. Это лягушка Басё из знаменитого хайку:

Старый пруд
Прыгают лягушки вглубь
Всплеск!

Всплеск был для Басё внезапной вспышкой, которая отображала столь же неожиданный момент просвещения.

Японский сад всегда выглядит просто, но в нем есть множество скрытых от глаз деталей.

Сотомон - ворота, ведущие в сад для чайной церемонии. Чтобы путешествие было неспешным и казалось длиннее, на дорожках устраивают реальные и символические пороги, которые как бы отмечают границы разных участков сада.

Дорожки в японском саду извилистые, ведь дорога символизирует водный поток. По древним поверьям, движущаяся прямо энергия чересчур разгоняется, становясь разрушительной. К постройкам садовые дорожки всегда подходят сбоку.

Рисунок камней притягивает внимание, а их неровность и необработанность заставляют двигаться по тропинке медленно, глядя под ноги. Так формируется облик японского сада и его восприятие.

Ассиметрия непременно присутствует в японском саду. Расположение отдельных элементов может показаться хаотичным, но в этом есть особая прелесть.

Цукубай - чаша для ритуального омовения перед чайной церемонией. Воду зачерпывают ковшиком и льют на руки над галькой рядом. (Цукубай - каменная чаша для омовения рук и лица. Наибольшее распространение получили в 16 веке с популяризацией чайных церемоний)

Метафоры населяют японский сад. Искусство создателя проявляется в умении символически изображать морские, лесные и горные пейзажи с помощью камней, песка, сухих деревьев. В частности, при создании образа водопада иногда обходятся без воды.

Также весьма интересным элементов сада может быть Суйкинкуцу. Что это такое?
Попробуем объяснить подробней.

Шиокункуцу (Суйкинкуцу) . В японской традиции построения садов часто встречаются фонтаны и украшения связанные с водой – фонтанчики. Но также есть уникальная вещь –  Суйкинкуцу. Это небольшой горшок, перевернутый и закопанный в землю. В нем проделанны несколько дырочек. Сверху засыпан гравием. Располагается такая вещь рядом с каменной чашей для омовения рук перед чайной церемонией. Человек зачерпывает воду, моет руки, а затем слышит чудесный звук, подобный звучанию колокола или кото. Это не только настраивает на нужную волну, но и приятно удивляет.

Первоначально инструмент назывался тосуймон (洞水門), но он не использовался в японских садах. Рассказывают, что однажды для дренажа сада был использован кувшин с отверстием, и садовники, поразившись изящным звуком, стали оборудовать сады такими кувшинами. Популярность сайкинкуцу возросла в период Эдо (1603—1867), тогда был внедрён
рукомойник тёцубати. Изобретателем суйкинкуцу считают также мастера чайных церемоний Кодори Энсю. В позднее время искусство было забыто, и к 1959 в Японии смогли найти только два суйкинкуцу. В 1982 в газете Асахи Симбун было приведено подробное описание суйкинкуцу, а в 1985 центральный телеканал NHK организовал цикл передач, и суйкинкуцу снова обрело популярность.

Суйкинкуцу с яп. 水琴窟, буквально пещера водного кото, для тех кто не знает, кото- японский щипковый музыкальный инструмент.

Сам по себе кото не виден полностью,т.к состоит он из перевернутого колокола под землей(пещеры) с небольшим водоемом на дне,сверху(на поверхнсти)выложен камнями.Проникая через камни вода падая,образует несложную мелодию.Чаще Суйкинкуцу строят рядом с тёцубаси.

Тёцубаси (рукомойник).

Все компоненты суйкинкуцу должны быть настроены с высокой точностью и выполнены предельно аккуратно для получения хороших акустических характеристик. Исторически использовали кувшины для хранения риса или воды, керамические глазированные либо не глазированные. Позже стали использовать металлические кувшины (ииз нержавейки), особеннно в коммерческих суйкинкуцу. Более грубые керамические кувшины считаются лучшими. Высота кувшина — от 30 см до 1 м. Горлышко имеет диаметр около 2 см. Суйкинкуцу звенит подобно колокольчику, но если кувшин с трещиной, звук резко теряет качество.

Сегодня же Суйкинкуцу имеет много усовершенствований.

 1. Его не обязательно строить рядом с тёцубаси.
 2. Суйкинкуцу строят на непрерывном потоке воды.
 3. Устройства, подобные суйкинкуцу, устанавливают в парках как часть скульптурных композиций.
 4. Суйкинкуцу строят внутри жилых помещений или ресторанах.

Важной идеей суйкинкуцу является то, что инструмент скрыт и звуки возникают из-под-земли. Это поражает гостей, которые приходят мыть руки. Церемония мытья рук превращается в игру на скрытом музыкальном инструменте. Звук капающей воды воздействует успокаивающе и доставляет наслаждение.

 И еще немного об одном из схожих "музыкальных инструментах" схожих  Суйкинкуцу Сиси-одосияп. ししおどし, 鹿威しустройство, используемое в японских садах. Обычно изготавливаемое из бамбука, содзу состоит из вертикальных стоек и прикреплённого к ним пустотелого коромысла, в которое через находящуюся сверху трубку или жёлоб поступает вода. При наполнении коромысла, вес воды заставляет его опрокинуться, при этом вода выливается, а коромысло издаёт резкий звук, ударяясь о твёрдую поверхность снизу.Ну и дальше сново напоняется водой.

Сиси-одоси (Shishi odoshi) - звучащая вода японского сада.

Те, кто смотрит анимэ (аниме) не могли не обратить внимание на то, что традиционное представление об уединенном уголке японского садика включает в себя наличие в нем загадочного устройства, состоящие из бамбуковых трубок, которые, наполняясь водой, опрокидываются и переливают воду в другие трубки или выливают ее в водоем. Можно подумать, что это японская разновидность, водяных часов (клепсидры). Однако на самом деле эта странная конструкция несет в философии японского сада совершенно другую смысловую нагрузку.

Сиси-одоси (буквально «отпугиватель оленей»). В широком смысле — японские приспособления для отпугивания злых духов, птиц и животных-вредителей, такие как «какаси» (пугало), «наруко» (трещотка) и «содзу» (см.ниже). В более узком смысле — собственно содзу.

Сиси-одоси , Shishi odoshi бамбуковый

Содзу  — устройство, используемое в японских садах. Обычно изготавливаемое из бамбука, содзу состоит из вертикальных стоек и прикреплённого к ним пустотелого коромысла, в которое через находящуюся сверху трубку или жёлоб поступает вода. При наполнении коромысла, вес воды заставляет его опрокинуться, при этом вода выливается, а коромысло издаёт резкий звук, ударяясь о твёрдую поверхность снизу. Опорожнённое коромысло возвращается в исходное положение, снова наполняясь водой. Производимый звук должен спугнуть животных , которые могут объедать садовые растения. Ритмичный стук среди тишины сада напоминает посетителям сада о течении времени. Сегодня из бамбука сооружаются многоэтажные конструкции, действующие по принципу содзу, которые переливают воду из трубки в трубку и постукивают на разный лад.

Мосты японское название – хаси.

Мосты здесь не просто соединяют противоположные берега ручья. Они символизируют переход из одного пространства в другое, из прошлого в будущее. А старые замшелые плиты моста делают этот переход особенно таинственным.

В первых садах они часто приводили к центральному острову (накадзима), представлявшего Чистую Землю Амида Будды. Мостик из досок, скрепленных друг с другом, символизируют восьмеричный путь или благородный путь к спасению.

Со временем мосты приняли и даоские характеристики – дорога, ведущая из мир людей в мир природы. Мост вообще - символ перехода, имеющий много значений.

Следы времени на предметах представляют особую ценность в японской культуре. Дорожки в саду выкладывают выщербленными камнями, а в качестве украшений используют предметы старинного быта.

Препятствия. Бамбуковая перекладина на деревянных столбиках или речной валун, перевязанный веревкой, "запирают" дорожку, предлагая выбрать другое направление.

Гравий и песок часто заменяют воду в саду в стиле сухого пейзажа. Чтобы изобразить море или реку, настоящая вода необязательна. Состояние стихии передает рисунок, который мастер создает, "рисуя" воду специальными граблями.

Мох на тропинках выглядит натурально и живописно. Чтобы нежные растения не вытаптывали, их высаживают в тех местах, где люди ходят редко. Дорожки, покрытые зеленым мягким ковром, рассчитаны на любование
издалека.

Бамбук используется в японских садах как строительный материал для изгородей, оград, зонтиков. Он быстро стареет на открытом воздухе и отлично подходит для демонстрации дзенского принципа простоты и естественности.

Японский сад ― вершина ландшафтной архитектуры, своего рода Вселенная в миниатюре, всегда был местом для расслабления, работы сознания и наблюдения одновременно. Также можно создать сад камней в аквариуме,вот некоторые принципы создания такого ландшафта…

Японский сад камней в аквариуме. Аквариумный Дзен (Zen) Сад.

Японский сад камней в аквариуме. Аквариумный Дзен (Zen) Сад

Одним из ярких, относительно новых, направлений акваскейпинга является обустройство аквариума в стиле «Японский Сад» или «Сад Камней». Это еще одна нить японского мировоззрения, которая нашла отклик во многих сердцах аквариумистов по всему миру.

Истоки аквариумного стиля «Сад Камней», как и многих стилей акваскейпинга пришедших из Японии, лежат непосредственно в учении Дзен (Zen).

«Дзен (Zen) Сад» - родоначальник аквариумного «Сада Камней».

Ограниченное пространство аквариума сократило для использования многие элементы, которые участвовали в классическом создании «Дзен Сада», чем усложнило авторам передачу эмоции создаваемой композиции. Но картины в японском стиле пишутся сердцем, подводная флора и фауна, камни и коряги это только инструменты, которые художник использует для передачи своих эмоций зрителям.

Смысл создания картины в стиле «Сада Камней» - это вечность, запечатленная в миге, переданная с помощью основных законов построения классического «Дзен (Zen) Сада».

Не даром стиль оформления аквариума «Сад Камней» так быстро и плотно вошел в современную аквариумистику, две основных составляющих «Дзен (Zen) Сада» - это камень и вода. Если внимательно рассмотреть современные аквапейзажи, то можно увидеть, что во многих композициях Японских подводных садов используются водопады и деревца «Бонсай» (чаще всего сосна). Истоки использования именно этих элементов и лежат в учении по созданию «Дзен (Zen) Сада».

Любопытно узнать, что первые стили садов камней создавались по трем типам: растения (деревья или кустарники), камни или мхи. Главный акцент композиции создавался только из одного природного материала, остальные
элементы служили лишь композиционным дополнением. Так же встречались композиции только из однородных композиционных элементов - только камни, растения или мхи. Но расстановка происходила по жесткому принципу
построения «Дзен (Zen) сада».

Камень и вода в мировоззрении Дзен (Zen) олицетворяют скелет и кровеносные артерии самой природы (основы мироздания). Человек и природа это единое, неделимое целое по мировосприятию Дзен, поэтому нельзя найти созерцательных пейзажей в творении японских мастеров, каждая картина экзистенциальная (цельность фигуры и образа, с последующим связанным мысленным продолжением).

Камни для «Дзен (Zen) Садов» тщательно выбирались, особенно ценились элементы, обработанные самой природой, с необычными формами, отверстиями от естественных выветриваний, разнообразием оттенков черного и серого цветов. Особенно были популярны камни из озера Тай, считалось, что они обладают магической силой живого камня и продлевают жизнь владельцу каменного сада, одаряя его мудростью и спокойствием. Впоследствии, название этих камней стало нарицательным «Тай Ху Ши».

Элементы аквариумной композиции подводного «Сада камней» это азбука художника, посредством которой он выражает свои мысли и эмоции в создаваемом произведении.

Сады камней подразделяются на два основных типа:

«Цукияма» - сад пейзаж, в котором так же присутствуют растения, задний фон в виде холмов и прочая атрибутика; «Хиранива» - сад плоских камней или плоский сад.

Для передачи картины используются три основных формы, которые непосредственно зависят от размеров пространства создаваемой композиции:

«Син» - полная, развернутая форма, передающая четкость и ясность создаваемой композиции. В создании "Дзен Сада" в форме Син используются все композиционные элементы. «Ге» - полусокращенная форма, предполагает более сокращенную передачу путем домысливания отсутствующих композиционных элементов. «Со» - сокращенная форма передачи идеи. Самая сложная, сжатая форма, лаконичная и всегда читаемая, именно эта форма используется в
современном акваскейпе. Отсутствие вспомогательных элементов перенесли свою смысловую нагрузку на основные композиционные элементы, которые стали еще более выразительны.

Основная идея создаваемого аквариумного «Дзен (Zen) Сада» - это квинтэссенция в полном понимании ее двух начал.

При создании аквариумного «Сада камней» сначала нужно выбрать основу создаваемой композиции, растение, камень, мох. Воду может олицетворять песок. При создании аквариума в стиле «Дзен (Zen) Сад» нужно учесть, что обязательный элемент водоема или воды подразумевает именно созданный водоем, ручей, реку, водопад, а не прозрачную толщу воды. Символизация элементов «Дзен (Zen) сада» выстроена достаточно жестко, и, при нарушении привязки символов к объектам, картина может потерять свою глубокую смысловую нагрузку.

Искусство расстановки камней называется «Сутэ – Иси». Отбор камней изначально проводится исходя из стиля и характера создаваемой композиции, далее отбираются камни по цвету, фактуре и форме.

По форме камни подразделяются на пять видов: лежачий, изогнутый, плоский, низкая вертикаль и статуя. Из этих камней составляется основная и второстепенная группы композиции. Задает тон всей создаваемой аквариумной картине главный камень, который выбирается заранее, к нему добавляются два более мелких по размеру камня, и эта триада камней образует основную группу композиции.

Перед использованием, камни долго и внимательно рассматриваются, так как именно в определенной «позе» каждый камень имеет свое «единственное лицо».

Группировка камней в аквариуме должна быть особенно пластичной, так как точно подобранное соотношение между каменистыми элементами определяет полноту всего пространства. Именно форма главного камня и созданной им главной группы задает тон, расположение и виды аквариумных растений, а так же величину создаваемых водоемов, холмов и т.п.

Часто одним из элементов передней группы может быть водопад или растения олицетворяющие деревья (или «Бонсай»).

Вторая группа камней создаваемой аквариумной композиции должна подчиняться полностью первой, подчеркивать и продолжать ее главную идею.

Третья группа создаваемой композиции не связана по смыслу с первой, она работает только на контрастах, подчеркивая структурную и смысловую разнородность между группами, что приводит к уравновешенности создаваемой картины.

Четвертая группа, в классическом варианте «Дзен сада», это связь всей композиции с постройкой или домом (в аквариумном дизайне она пропущена, так как аквариум несет несколько другую нагрузку, физически находясь в
доме).

Пятая группа создаваемой композиции – это общий фон. Для аквариумного «Сада камней» имеется в виду задний план, который можно сделать туманной дымкой или большими холмами, с которых стекает водопад или река (достигается использованием декоративных элементов и правильным подбором аквариумных растений).

Численность групп, так же, как и численность элементов в них, варьируется в зависимости от создаваемой картины и идеи передаваемой автором.

Геометрически каждая группа выстраивается по принципу разностороннего треугольника. Если количество элементов группы сокращено, то модель не изменяется, просто удаленный элемент мысленно добавляется на свое место,
не нарушая четких линий ребер треугольника. Определение фокальной точки аквариума «по золотому сечению» происходит слева направо по правилу «сильной руки» - «Каттэ». Короткая сторона всегда слева, длинная справа. Движение справа налево не было распространено, оно подчеркивало слабость или использовалось в приеме «Хи-Гаттэ» - слабая рука. Именно соблюдение этого закона при устройстве подводного «Сада камней» дает ту необъяснимую глубину и уравновешенность создаваемого пространства.

«Омо-Иси» - главный камень, располагается в фокальном центре создаваемой композиции.

«Ваки-Исп» - два фланговых камня, соответственно будут располагаться справа и слева, исходя из степени важности этих камней (правило правой или левой руки).

«Хикаэ-Иси» - передний камень, должен располагаться перед основной группой камней.

«Микоси-Иси» - выглядывающий камень, располагается всегда за главной группой камней, создаваемой аквариумной композиции. Именно он подчеркивает глубину пейзажа.

Такая схема расстановки камней является основной, но правильный подбор второстепенных элементов создаваемого сада, растворяет ее и перед нами возникают новые картины садов и новые эмоции авторов, переданные через разнообразную фактуру и размеры используемых материалов.

Вторым важным элементом японских каменных садов является вода. Вода может быть в виде бурных скалистых ручейков, спокойной реки с пологими берегами и излюбленной формой высшего мастерства акваскейпа – водопада. Водопад всегда должен быть обрамлен двумя камнями, которые олицетворяют скалы. Задний фон, как правило, делается из растений, олицетворяющих деревья. Особый подход нужен в выборе камня, с которого спадает вода -
он должен быть неровной фактуры, достаточно неправильной формы, это придаст некоторую нервность создаваемому аквариумному пейзажу. Являясь главным в композиции с водопадом, водопадный камень обязательно соотносится с камнями первой и второй композиционных групп.

Водопады подразделяются на 10 форм, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку:

«Цутай – Оти» - в переводе с японского языка «вода скользяще-падающая» - водопад стекает по поверхности прилегающим к нему скалам.
«Нуно – Оти» - в переводе с японского языка «вода падает, как полотно» - полотно водопада напоминает тонкую ткань.
«Ито – Оти» - в переводе с японского языка «вода падающая нитью» - водопад спадает тонкими нитями.
«Ката – Оти» - в переводе с японского языка «вода, падающая неровно» - полотно водопада с одной стороны стекает более интенсивно, чем с другой.
«Саю – Ото» - в переводе с японского языка «вода падает слева и справа» - основной камень водопада делит его поток на две части.
«Теку – Оти» - в переводе с японского языка «вода прямо падающая» - водопад падает прямо вниз, не встречая никаких помех на своем пути.
«Еко – Оти» - в переводе с японского языка «вода падает сбоку» - водопад ниспадает только с одной стороны.
«Мукаи – Оти» - в переводе с японского языка «вода падает лицом друг к другу» - водопад своими струями, как бы обращен друг к другу.
«Ханарэ – Оти» - в переводе с японского языка «вода падающая отторгнуто» - поток воды внизу расположен несколько отдаленно от самого водопада.
«Касанэ – Оти» - в переводе с японского языка «вода падающая повторно» - водопад падает несколькими ступенями, уступами или в различных местах.

Использование водоемов в классическом варианте «Дзен (Zen) сада» - это традиционный подход к созданию подобных композиций. В акваскейпинге так же стали прослеживаться искусно созданные водоемы, как обозначенные при помощи подкрашивания грунта, так и создаваемые путем искусного высаживания покровных аквариумных растений.

Любой водоем в стиле «Сад Камней» должен иметь острова. В зависимости от количества композиционного пространства острова могут быть скалистыми, зелеными или просто обозначаться несколькими камнями, но быть они должны обязательно.

Острова так же подразделяются на несколько видов:

«Исо – Дзима» - скальный остров
«Мори – Дзима» - лесной остров
«Ями – Дзима» - горный остров
«Сухама – Гата – Дзи – Тма» - остров с молодыми соснами на песке
«Кумо – Гата – Дзима» - остров-облако

При создании любой картины с островами, будь она скальная или лесная, один из островов должен быть «Райским», так как именно он стоит посередине океана, называется такой остров - «Хараи–Дзима». Этот остров всегда находится отдельно ото всех островов и не соединяется с большой землей и другими островами никакими элементами.

В «Дзен (Zen) садах» используются две основные формы создания островов – «Форма Черепахи» или «Форма Журавля». Эти две формы олицетворяют в себе стремление человека к познанию (мудрость) и воспарению его ввысь (просветление).

В современной литературе по акваскейпмнгу можно встретить другое название аквариумного стиля «Японских каменных садов» - The Iwagumi Style. Скорее всего, название этого стиля пошло от самого слова «Iwagumi», что в переводе с японского обозначает «Скалы».

Первые скальные пейзажи были созданы Такаши Амано в 1985 году в стиле «Природного Аквариума» и послужили развитию отдельной ветви акваскейпинга - «Сад камней» или «Дзен (Zen) Сад».





Это статья anime.com.ru
http://anime.com.ru

URL этой статьи:
http://anime.com.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3910