Немного о катане


Дата: 05/06/2012
Тема: Аниме форум | Статьи | Article | Аниме форум | Anime Fo

Конечно, о катане очень много написано в Википедии. Поэтому данная статья особого интереса может и не вызвать. Но кажется что на этом сайте немного внимания можно уделить одному из наиболее известных в мире клинков.

Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч «катана».

Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч «катана». Не только благодаря качеству его стали и изяществу отделки, но и потому, что ряд принципов конструкции катан, остающейся практически неизменной с 14 в., лег в основу многих моделей современного боевого холодного оружия.

Классическая катана, иначе именуемая «дайто», — это меч с изогнутым клинком длиной от 61 до 75 см, заточенным с одной стороны и одинаково удобным для пешего и конного боя. Его лезвие стандартной шириной 3 см обычно имеет толщину в 0,5 см возле закрывающей 30-сантиметровую рукоять круглой чашки-гарды — «цубо» и сужается к концу острия — «киссаки» до толщины волоса. Центр тяжести такого меча смещен к острию, что облегчает рубящие удары. Масса катаны в зависимости от длины составляет 0,9-1,2 кг.►

Именно этот меч стал считаться в Японии символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Так, признаком достоинства самурая считалось наличие 10 и более мечей, различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей и предназначенных для ношения (в паре с идентично оформленным коротким «вакидзаши») в разных ситуациях — на придворных праздниках, охотах, и, разумеется, на войне. Если самурай хотел оказать свое миролюбие, то вешал катану на правый бок — когда извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку указывала, что ее хозяин «вышел на тропу войны».



Приходя в гости, самурай тут же передавал катану слуге, который с поклоном водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если визит носил особо дружеский характер, гость снимал и короткий вакидзаши, укладывая его под правую руку рукоятью к себе. Обернуть рукоять к собеседнику считалось оскорблением, поскольку этот жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве собеседника. Угрозой для чести хозяина меча и даже поводом для поединка считались случаи, когда собеседник касался меча гостя случайным неловким жестом. Напротив, хозяин меча считал для себя большой честью, если его собеседник, восхитившись красотой клинка, просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую прозрачную ткань (чтобы прикосновение влажных пальцев не стало причиной ржавчины).По гибкости, прочности и остроте катаны превосходили арабские булаты, не говоря уж о мечах европейской ковки. Сравнивая их химический состав, современные металлурги установили, что содержание фосфора в японских катанах не превышает 0,003%, тогда как в булатных клинках оно составляет 0,02%. Но это — сухие цифры. А наглядной иллюстрацией качеств самурайского меча служит известный эпизод американского фильма «Телохранитель», когда главный герой в исполнении К.Костнера роняет на лезвие лежащей на подставке катаны шелковый платок — и он мягко распадается надвое... Впечатляют и выступления мастеров японского фехтования «кендзюцу», разрубающих мечами летящих стрекоз, рисовые зерна и падающие капли дождя.



Любой турист, посетивший Страну восходящего солнца, может купить там сувенирные катаны и вакид-заши классических форм и размеров, изготовленные промышленным способом из стали марки «440». Конечно, их качество так же далеко от подлинных самурайских клинков, как быт современных японцев от образа жизни их предков 300-летней давности. Уже с середины 19 в. искусство старых мастеров было подорвано массовым коммерческим производством, а с 1945 до 1953 г. изготовление таких мечей было вообще запрещено американскими оккупационными властями как «рецидив японского милитаризма».

После отмены этого запрета японские власти, стремясь возродить древнее мастерство, создали Общество сохранения искусства производства мечей, заодно распорядившись собрать и переплавить изготовленные массовым способом дешевые клинки, выделанные между 1905 и 1945 гг. Но и сейчас в Японии насчитывается не более 300 мастеров «муканса», умеющих вручную сделать клинок, подобный старинному. Из-за большого срока обучения и накопления опыта средний возраст таких мастеров превышает 60 лет. Следуя правилам своей гильдии, они имеют право производить ежемесячно не более двух катан. Обычно их делают по заказам богатых потомков самурайских родов — в подарок родне или местным храмам.



Чтобы воочию увидеть настоящий самурайский меч, россиянам не обязательно ехать в Японию. За последнее столетие наша страна дважды получала богатейшие коллекции старинного японского оружия — как трофеи войн 1905 и 1945 гг. С тех пор в экспозициях петербургских Эрмитажа и Кунсткамеры, а также в музеях Приморья хранятся уникальные придворные и боевые мечи старинной работы. К сожалению, в последнее время они все чаще привлекают внимание не только бескорыстных ценителей, но и банальных воров.

Только в 1994—1995 гг. ценнейшие образцы катан были похищены из питерской Кунсткамеры и краеведческого музея Владивостока. Не исключено, что украденные клинки вернулись затем на историческую родину. Ведь японские антиквары, обживающие наши оружейные «черные рынки», дают сейчас в обмен на одну армейскую винтовку «арисака» времен русско-японской войны небитый автомобиль «тойота». А за старинную катану готовы выложить цену «джипа» или даже «мерседеса», зная, что в накладе не останутся...

Появление на свет первого самурайского меча датируется примерно X в. тем самым временем когда знатные японские воины служили феодальным полководцам. Их называли самураи, что означает, те кто служит. Мощь и авторитет воинов постепенно возрастали. Только избранные аристократы могли стать самураями. Это означало бесконечные тренировки и дисциплину, которые всегда отделяли их от остального общества. Быть самураем было почетно, это давало ощущение причастности к элите.

Катана - не просто меч, это овеществленная философия, застывшее в металле отражение мира, своеобразное зеркало.
Изготавливались катаны из особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Прутки металла на восемь лет закапывали в болото - агрессивная среда была необходима для удаления слабых мест (их попросту выедала ржавчина), и только после такой обработки металл отправлялся к кузнецу.

Процесс изготовления клинка катаны часто сравнивают с процессом изготовления слоеного теста: сначала прутки расплющивались молотом в тонкую фольгу, затем складывалась многослойная стопка и вновь расплющивалась в тончайший слой, потом процедура повторялась. Именно так и получались многочисленные слои лезвия катаны, которые сейчас восхищают экспертов. Закалку клинка производили в жидкой глине.

Именно после закалки появлялась волнистая или прямая линия, идущая вдоль клинка - линия закалки или линия «хамон», которая отличает настоящую катану от подделки. Линия «хамон» буквально разделяет металл: по одну сторону находится твердая сталь, по другую - мягкое железо. Величина, структура и форма твердой, стальной части клинка (эта часть называется «якиба») и определяет боевые свойства катаны.

После того, как клинок был готов, начинался процесс шлифовки. Он мог быть очень и очень длительным, ведь сначала клинок шлифовался на девяти шлифовальных кругах различной зернистости (от грубой до тонкой), а затем мастер и вовсе обрабатывал лезвие подушечками пальцев, используя в качестве абразива растертый в пыль древесный уголь. Известный мастер, закончив работу с клинком, ставил на хвостовике свою подпись. Такой клинок необычайно ценился, его передавали по наследству, ему посвящался отдельный пункт в завещании владельца. Нередки были случаи, когда катана стоила больше, чем все имущество самурая, и счастлив был тот наследник, которому доставался именно меч. Настоящий самурай предпочитал умереть от голода (что, впрочем, было крайней редкостью), чем расстаться со своей катаной - ведь катану, справедливо считают, душой самурая. Катаны с подписанным клинком представляют сейчас в глазах коллекционеров огромную ценность, но уже больше художественного и раритетного плана.

После того, как мастер-кузнец подписывал клинок, его работа заканчивалась. Но клинок - это еще не вся катана. Меч представляет собой своеобразный конструктор, собираемый из нескольких частей. Причем каждую часть изготавливал свой мастер, и эти части могли заменяться. К примеру, при наследовании катаны, наследник чаще всего оставлял только клинок, а вся фурнитура заменялась. Мотивировались такие замены тем, что катана - душа самурая, и, следовательно, меч должен отражать душу своего нынешнего владельца. В результате одна катана могла «переодеваться» многократно.
Одной из частей катаны является цуба - плоская гарда (у европейских мечей гарда чашевидная). В цубе обычно имеется несколько отверстий: центральное большое отверстие для клинка, а в двух меньших, расположенных по бокам от центрального, отверстиях при необходимости закрепляли кодзуки (маленькие ножнички, предназначенные и для добивания врагов, и для резки пищи) и когаи (специальная шпилька с родовым гербом, которую самурай оставлял в теле убитого на поединке соперника - вместо визитной карточки).

Цубы бывают изумительной красоты. Их изготавливали из специального сплава - «сякудо» (медь, серебро, олово и золото), применяли технику глубокой таушировки - в разогретую цубу вбивалась золотая или серебряная проволока (та, которую требовал дизайн изделия), затем полученный узор шливовался. Теперь на цубах можно увидеть золотых орлов, склоняющихся над добычей, фигурки мудрецов и самураев, фантастической красоты пейзажи, журавлей, с распростертыми крыльями, цветущие хризантемы (цветок, почитаемый на Востоке) и трепетные цветы сакуры.

Цубы чаще всего становятся предметом коллекционирования. Цены на них поразительно различны: цуба может стоить $300-400, а может и несколько десятков тысяч долларов.

Также одним из излюбленных предметов коллекционирования являются менуки - небольшие металлические детали, которые закладывались под оплетку шнура рукояти. Менуки - это крошечные фигурки, своеобразные талисманы владельца.
Коллекционируют также фуки и кашира - металлические навершия и кольца рукояти катаны.

Комплект оружия (катана и вакидзаши - малый меч), изготовленный в паре, ценится выше, чем просто одна катана (конечно, речь не идет об уникальных, старинных катанах, эти вообще вне всяческой конкуренции, и цены на них доходят до 1 миллиона долларов). Вакидзаши - это было оружие для ритуального самоубийства сеппуку. Настоящий самурай имел и катану, и сеппуку. Теперь коллекционеры шутят, что два меча нужны были для того, чтобы один использовать как зеркало, а второй - как лезвие для бритья.

Настоящие катаны обладают рядом уникальных характеристик. К примеру, количество слоев металла доходит до 50000, а в некоторых старинных мечах и до 200000. Катана - оружие самозатачивающееся. Такое свойство мечу придает уникальное упорядоченное движение молекул клинка. Так что если повесить затупившуюся катану на стену, то через некоторое время можно снять уже меч совершенно бритвенной остроты.

Искусство изготовления холодного оружия в Японии уходит корнями в Древний Китай, но японцы многократно превзошли и своих учителей, и мастеров холодного оружия других народов. Конструкция катаны, которая практически не изменялась с XIV века, принимается за основу и при изготовлении многих современных моделей боевого холодного оружия.

Катана - доказательство стремления человека к совершенству, это кульминация вековых поисков идеального оружия с острейшим и прочнейшим клинком.

И о некоторых других японских мечах…

Меч Нодати



Путаница между терминами обусловлена тем, что «Нодати» является почти синонимом большого меча Одати. Таким образом, так как первоначальное использование термина, возможно, относиться к любому типу длинного меча (дайто), в том числе и Тати, часто он неправильно применяется для обозначения любых типов крупногабаритных японских мечей.

История и использование

Нодати имеет такой же внешний вид и дизайн, как и Тати, хотя он значительно длиннее. Нодати использовался пехотинцами и был разработан как оружие для борьбы с кавалерией на открытом пространстве. Нодати, как правило, использовался на открытых полях сражений, так как его длина не позволяла использовать самурайский меч в закрытых помещениях и в близком бою. Он был эффективным оружием против кавалерии, Пехотинцы носили меч плоским краев напротив плеча или с прикладом тсука, в ладони руки и лезвием наружу, в сторону врага. Меч часто кидали во врага.

Нодати редко использовался по нескольким причинам:

лезвие сложно было изготовить по сравнению с мечами нормальных размеров;
для владения нодати требовалась большая сила;
оружие, такое как нагината или нагимака, вероятно, были более эффективными на поле боя, выполняя те же функции.


В мирное время меч носили за спиной, так как он символизировал статус. Это было его отличием, так как большинство японских мечей, таких как Катана, Вакидзаси и тати носили на поясе. Тем не менее, меч не вынимали из-за спины. Обращаться с Нодати было труднее в связи с его размером и весом. Длина рукоятки нодати колебалась от двенадцати до тринадцати дюймов (от 30 до 33 сантиметров). Длина лезвия, как правило, составляла около четырех футов (122 сантиметра). Его возможности по силе и диапазону удара превышали возможности Катана, что обуславливалось его весом и размером.

В некоторых китайских боевых искусствах Багуа Чжан, возможно, был самым известным примером использования крупногабаритного оружия для учебных целей. Это позволяло более эффективно обучать владению оружием нормальных размеров (например, в японских боевых искусствах с субурито, тяжелым деревянным мечом).

Каге-рё была одной из редких школ японских боевых искусств, где обучали использованию японских длинных мечей (которые они называли Чокен).

Вариации этого меча также использовал Сасаки Кодзиро, очень опытный воин, который смертоносно обращался с Нодати. Его запонили главным образом благодаря его поединку с Миямото Мусаса, знаменитым фехтовальщиком.

Меч Вакидзаси



Его рабочая кромка составляет более 30 см, независимо от выбранного стиля и формы. При этом, стоит отметить, что значения 30-40 см - переходные, так как самые максимальные габариты вакизаси колеблются в пределах 30-60 см.

Согласно традиции малый меч (Wakizashi) от большого (Katana) не отличается приктачески ничем, кроме своих габаритов, в то время как модификаций ножа существует очень много. Вакизаси довольно справедливо именуется «мечом», так как его базовый образец повторяет в точности урезанную Катана.

Назначение меча

Вакидзаси - в одном из прочтений означает «воткнутый сбоку» - меч самурая располагается за поясом слева, но намного ближе к телу, нежели Катана. Так называют короткий, или малый меч, который имеет вспомогательное предназначение и носится вместе с основным, длинным Катана. Рассказывая о вакизаси, нужно подчеркнуть такой момент: его ношение разрешалось почти повсеместно, даже людям низших сословий — мастеровым и торговцам. Если в расчет не брать довольно короткие периоды достаточно яростного преследования всевозможных нарушителей закона, нахождение за поясом простолюдина малого меча было обыкновенным делом. Другой разговор — Тати или Катана. Все виды длинных самурайский мечей принимались за атрибут самурая, воина, не зависимо от того, служит он своему господину или является вольным ронином.

Стоит отметить, что в зависимости от моды или пристрастий отдельного владельца, Вакидзаси сдвигали практически на живот, или же его ориентировали почти параллельно главному мечу. Конечно же, японцы бы не были японцами, не придумай они множество замысловатых и изящных способов его полной фиксации при помощи шнура сагэо, продетого в скобу куригата (Kurigata) на специальной лицевой стороне ножен. Это не давало возможности Катана и Вакизаси упасть на землю или же еще каким-то образом потеряться, предоставляя тем самым свободу торсу.

Зачастую длина рукоятки Вакизаси составляет 1,5 - 2 хвата ладони (примерно 20 см), и не отмечается никаких стилевых вариаций. В основном, она оплетена специальной тесьмой, но отдельные драгоценные мечи, например, Тати, вполне могли иметь гладкую рукоятку, качественно обтянутую кожей ската, или же сплошь укрытую гравированным металлом.

Характерен такой момент — достаточно часто катана и вакизаси делались в комплекте одним мастером, а при качественном монтаже оформлялись в одном стиле. Именовалась эта пара сочетанием «дай-сё», что в свою очередь означает «длинный-короткий» или «большой-малый». В том случае, если предметы были разнородные, то это было не «дай-сё». Единообразие в первую очередь предполагало полную унификацию внешнего вида. В связи с этим, ножны, цубы и другие детали (фучи и касира) отличались один от одного лишь размером, но никак не техникой исполнения или же своим внешним видом. Цуба вакидзаси зачастую немного меньше, нежели тати и цуба Катана. Если для последних характеными являются цифры 75-85 мм, то для Вакидзаси размер диска цубы составляет примерно 65-75 мм. Цуба танто, соответственно, еще меньше — примерно 50 мм.

Историческая справка

Малый меч постоянно сопровождал хозяина, где бы он ни находился. Тогда как так называемое «тяжелое вооружение» правила этикета предлагали оставлять в особом месте или у входа в чужой дом (за исключением только лишь откровенно враждебного визита). В свою очередь Вакизаси допускался в качестве последнего рубежа обороны даже при дворце Сегуна. Иногда его именовали как «хранитель чести». Изображения множества влиятельных особ, которые были одеты в пышные парадные одежды, никогда не обходятся у пояса без короткого меча.

Самая первая реальная попытка полностью разоружить гражданское население («катана-гари» — в переводе «охота за мечами») предпринята была лишь в конце 16 века Тоётоми Хидэёси, который смог справедливо усмотреть потенциальную опасность для недавно объединенной Японии в поголовной вооруженности. До этого каждый человек был волен носить на себе практически что угодно, как в годы полного освоения американского Запада, где вместе с совершеннолетием отрок также получал свое законное право на револьверы. Немного позже, в эпоху Эдо, Токугавский сёгунат смог довести начатое до своего логичного конца, превратив тем самым страну в абсолютно тоталитарную империю с сомнительными неукоснительными правилами бытия. Лишь самурай мог иметь 2 меча — малый и большой, что в свою очередь наделяло их особыми правами, но при этом загоняло в строгое ограничение. Горожанам ношение чего-то крупнее Вакизаси или Танто обходилось сильно дорого, а в связи с этим лишь отпетые разбойники открыто нарушали закон.

Несущий смерть

Но при своей малости в опытных руках Вакизаси оставался смертоносным орудием. Конечно же, ведущие школы кэн-дзюцу в арсенале имели эффективные и утонченные техники владения данным предметом, приспособленные к непосредственным баталиям в тесноте домашних покоев, при этом на коленях или практически лежа. Многие из них могут быть свободно отнесено к категории «иай», то есть к превосходному умению наносить мгновенный удар или же ставить защиту именно от ножен. Кроме этого, в старые времена массовых сражений обычный короткий меч обеспечивал правильное выполнение многих полезных дел, начиная с простого отсечения врага у поверженного трофейной головы и заканчивая вспарыванием своего живота (харакири). Уходя из жизни от меча, доблестный муж постоянно рисковал всадить его намного глубже, чем нужно, повредить себе позвоночник и тем самым нарушить прекрасный старинный обычай своим неэстетичным падением. Короткий нож полностью исключал такой финал, позволяя с неверятным блеском завершить процедуру и четкостью ритуала.

Теперь, нужно привести традиционную классификацию ножей, так как все они имеют отдельное название. Японский нож в обычной жизни принято называть «Танто». Для ясности на протяжении многих веков была сложена стройная система градации, но ни форма, ни размер клинка в ней не играют никакой роли. Единым и основным признаком, в соответствии с которым нож относят к отдельной группе, есть стиль монтажа.

Меч Танто



Первые танто появились в период Хэйан как утилитарное оружие. В начале периода Камакура изготовлению и художественному оформлению танто стали уделять значительное внимание. В это время работал один из наиболее известных мастеров-оружейников - Есимицу. В период Муромати, во время постоянных междоусобиц, спрос на танто вырос, но в период Эдо, в связи с прекращением внутренних войн и изъятием оружия у гражданского населения, значительно угас.

Танто носили как второй малый самурайский меч (小刀, Сёта ) в паре мечей - большого и малого (大小, дайсё). До начала 16 века самураи, как правило, использовали вместо малого меча вакидзаси короткий меч танто. Он был легким и многофункциональным. Их часто применяли ниндзя и якудза. В 19 веке спрос на эти мечей вновь возрос. Сегодня ношение танто в Японии запрещено.

Танто выковывают в стиле хирадзукури (平作り), почти плоскими, без ребра жесткости, в противовес стилю синогидзукури (鎬作り), с ребром жесткости, обычно присущий изготовлению катаны. Есть разновидность танто, имеющий толстые перекресные секции для улучшения пробивания самурайских доспехов. Такие ножи называются йороидоси (鎧通し). Существовали также разновидность «карманного» танто , называемый кайкэн (懐剣) и использовался женщинами для самозащиты. Обычно его хоронили за поясом или в рукаве. Так же существуют разновидности танто, изготавливаемые из дерева или пластмассы и применяются для тренировок в японских боевых искусствах кэндо, айкидо, дзюдзюцу и другие. Мастера единоборств высшего уровня используют танто при тренировках, и для демонстраций металлические варианты с затупленным лезвием.


Меч Тати



Однако Гилбертсон, Оскар Рати и Адель Уэстбрук утверждают, что меч назывался Тати, когда он висел за оби (поясе) лезвием вниз, и тот же меч назывался Катана, когда его носили острием вверх, пропущенным через пояс. Стиль «Тати» в конечном счете, был отнесен к Катана.

Дайто (длинный меч), который предшествовал Катана, имел в среднем длину лезвия около 78 см и был длиннее, чем катана в среднем на около 70 см. В отличие от традиционной манеры ношения катана, Тати носили на поясе лезвием вниз, и его, как правило, использовали кавалеристы. Мечи, длина которых отклонялась от средней длин Тати, имели в названии префиксы «ко» (короткие) и «о» (большие или длинные). Например, Тати, который был шото и приближался по размерам к вакидзаси, называли кодати. Самый длинный Тати (меч Одати 15-го века) был длиной 3,7 метра (лезвие длиной 2,2 м), но считался скорее церемониальным. В 1600 году многие старые Тати были переделаны в Катана. Большинство существующих сегодня тати имеют лезвия о-суриажэ (имеют свое оригинальное название), так что редко можно увидеть подлинник, подписанный убу (оригинальный и неизмененный вид).

Использование

Тати использовались в основном всадниками, так как в этом случае их применение было эффективным против пехотинцев. На земле это по-прежнему было эффективным оружием, но несколько неудобным в использовании. Именно поэтому было изготовлено дополнительное оружие усигатана (предшественник Катана).

Он был предшественником Катана и был боевым ножом буси феодальной Японии (воинский класс). После того как оружие модернизировалось, оно отличалось от Тати только тем, как их носили и какие были ножны. Именно во время монгольского нашествия, у меча были обнаружены некоторые недостатки, которые привели к разработке Катана. В более позднее феодальное время, в периоды Сэнгоку и Эдо, некоторые высокопоставленные воины, которые стали правящим классом, носили мечи в стиле тати (в ножнах), на поясе острием вверх.

С ростом милитаризма в эпоху Сева Японская императорская армия и Японский императорский флот пользовались Тати, которые назывались Шин гунто и Кай гунто.

Меч Одати



Иероглиф ō (大) - означает «большой» или «великий». Иероглифы da (太) и chi (刀) - соответствуют термину тати (太刀 - большой меч), обозначавшему старый стиль меча или крепления, которые предшествовали Катана. Иероглиф chi (刀) обозначает то же, что и katana (刀), и tō в nihontō (日本刀 - японский меч»), который произошел из китайского иероглифа, обозначающего нож – dāo.

Меч можно отнести к Одати, если длина его лезвия более 3-х сяку (чуть меньше метра). Независимо от размера, большинство Одати имеют религиозные надписи на лезвие. Однако, как и для большинства мечей самурая, не существует точного определения размеров Одати.

Возможными функциями Одати являются следующие:

как подношение храму (или подношение своим богам-покровителям). Некоторые Одати использовались в молитве перед войной, а другие хранились в сокровищницах (иногда в храмах), по общему мнению, как легендарные мифологические мечи.
средняя длина одати составляло 65 – 70 дюймов (приблизительно 165 – 178 см) с лезвием длиной 4 – 5 футов. Это делало их непригодными для близкого боя. Вместо этого, как обычно считается, они использовались воинами на лошадях, так как длина лезвия позволяла разбивать пехоту (без риска быть сбитым с лошади).
как и другое оружие, одати часто были в моде, особенно в период Эдо, поэтому эти мечи нередко использовались в различных обрядах. Примечание: практически функции и использование одати можно разделить на две категории: предметы церемониальных обрядов и оружие.

Изготовление

Одати сложно изготавливать, так как их длина усложняла термическую обработку традиционным способом: чем больше было лезвие, тем труднее (и дороже) было распределить по всему лезвию равномерно температуру, необходимую для отжига и закалки. Для закалки, в свою очередь, необходима была большая емкость с охлаждающей средой, так как неравномерное охлаждение могло привести к деформации лезвия. Также отличался метод полирования. Вследствие их большого размера, Одати, как правило, подвешивали к потолку или придавали стационарное положение для процесса полирования, тогда как обычные мечи обрабатывали с помощью полировочных камней в движении.

Приобрести полностью заостренные одати было сложно, поскольку почти все мечи изготавливались на заказ. До сих пор они изготавливаются от случая к случаю. Один из таких мечей, сделанный в 1971 году (в настоящее время находится в частной коллекции в Техасе), был сделан по просьбе умирающего человека, который хотел угодить богам и заручиться их защитой его семьи после его смерти.

Использование

Одати, которые использовались в качестве оружия самурая, были слишком длинные для того, чтобы носить их на поясе, как обычные мечи. Существовало два метода ношения: первый метод заключался в ношение меча за спиной. Однако это было, очевидно, непрактично, так как владелец меча не мог достать его быстро. Другой метод заключался в простом ношении Одати в руке. Во время эпохи Муромати самураи имели оруженосцев, которые помогали вытащить Одати из ножен.

Стили фехтования с помощью Одати заключались главным образом в нанесении нисходящих режущих ударов и в различных способах обращения с мечом, которые отличались от способов обращения с обычными мечами.

Причины потери популярности

Необходимость использования одати исчезла после осады города Осаки в 1615 году (последняя битва между Токугава Иэясу и Тоетоми Хидэйори). С тех пор они использовались скорее в церемониях.

Потеря популярности была связаны с тем, что:

прекратились сражения после 1615 года;
правительство Бакуфу издало закон, запрещающий ношение меча больше установленной длины (в Гена – 3 (1617 г.), в Канйэи – 3 (1626 г.) и в Сехо – 2 (1645 г.)).

После введения закона Одати были изъяты из пользования в связи с их длиной, превышающей установленное значение. Это является одной из причин, почему Одати настолько редко встречаются. Одати больше не был в практическом использовании, но их изготавливали для подношений в синтоистские святилища. Это стало главной целью использования меча. В связи с трудностью изготовления, экзотический внешний вид меча считался наиболее подходящим для использования при молитвах богам.

В популярной культуре

В видео-игре «Золотое солнце: Темный рассвет» меч противника Бладоса назывался одати, который действительно напоминал настоящий одати.
 





Это статья anime.com.ru
http://anime.com.ru

URL этой статьи:
http://anime.com.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4248