На волне современной моды на всевозможные этнические стили огромную популярность получили различного рода восточные интерпретации. Так, в обстановке европейского дома широкое применение получил японский минимализм. На его фоне куда более редким способом украсить жилое пространство остается стиль Китая. Несмотря на явные различия, оба эти направления объединяют тысячелетние традиции и глубокий философский подход к вопросам обустройства домашнего очага. Если вспомнить, то мода на «китайщину» уже имела место в европейской культуре. Например, в XVII веке в Голландии и Англии огромную популярность имела китайская лаковая мебель, технику которой китайцы освоили 2500 лет назад. Стоит ли говорить о популярности фарфора. Восемнадцатое столетие, последовавшее за эпохой великих географических открытий, по-разному адаптировало самобытность далекой страны и к отечественной архитектуре. Впрочем, в России стилизации также коснулись главным образом декоративных особенностей интерьера. Ведь дом, выдержанный в оригинальном китайском стиле, для европейского менталитета был и остается в определенной степени экзотикой. В самом деле, довольно трудно воспроизвести обстановку по образу и подобию той, которая возникла в Китае ни много ни мало пять тысяч лет назад. В основе ее лежат глубокие религиозные представления жителей реки Хуанхе, философия конфуцианства и, конечно, древняя китайская наука о жизни в гармонии человека с собой и окружающим миром – фэн-шуй. Как писал известный ученый-китаевед В. Малявин, «китайский комплекс дома-сада… приобрел свои законченные, классические черты, воплотив в себе не просто идеи и идеалы, а жизненный опыт сотен поколений… Этот комплекс по праву можно назвать самым полным и совершенным воплощением китайской культуры. На редкость непринужденно и естественно срослись в нем быт и художественный идеал, с необыкновенной отчетливостью проявились ремесленные навыки китайцев и их эстетические потребности». В этом смысле даже самым ярым приверженцам стиля вряд ли удастся соблюсти все обязательные принципы китайского дома. Хотя бы в силу климатических особенностей Северо-Западного региона. Поэтому применительно к понятию «китайский интерьер» можно говорить скорее о стилизациях, которые в той или иной степени приближены к традициям далекой Поднебесной. Начать с того, что китайский дом представляет собой не отдельное строение, а непременно комплекс дом-сад. Именно по такому принципу в Китае традиционно строились и роскошные императорские дворцы, и скромные покои отшельников. Конечно, с огромной разницей в масштабе, архитектурных изысках и богатстве отделки. Так, например, дворец какого-нибудь знатного вельможи всегда подразумевал ансамбль: сложная архитектура с многоцветными крышами, тенистыми двориками, коридорами и беседками, с бесчисленными переходами и боковыми ответвлениями, беседками, павильонами и башенками; залы прямоугольной формы, поднятые на террасы и увенчанные двухъярусными крышами. Что касается связи с внешним миром, в Китае всегда было принято включать элементы сада в структуру дома: центральную часть одного из скатов крыши несколько укорачивали, открытую небу часть комнаты обносили стеной и высаживали там деревья. Таким образом, появлялся садовый павильон, который служил жилым помещением и обязательным атрибутом состоятельного дома. Подобную традицию Европа успешно переняла у китайцев, сделав зимний сад элементом загородного дома. В своей внутренней структуре китайского дома важным принципом считается многократное повторение отдельных небольших секций или модулей. Подобная особенность воплотилась в модели одного из наиболее самобытных творений китайского зодчества – пагоде.
Эмоциональное наполнение
С точки зрения декоративной отделки отличительной чертой китайского стиля является любовь к ярким и сочным цветам и декоративности. Например, колонны (или столбы каркаса, которые служат основой китайского здания) традиционно покрываются красным или черным лаком, потолочные перекрытия украшаются многоцветными орнаментами, створки дверей и перила лестниц – затейливой резьбой, а окна – узорными решетками. Подобное многоцветье в Китае традиционно свидетельствовало о материальном достатке владельца дома, его социальном статусе и высоком художественном вкусе.
Следует отметить, что обстановка в китайском стиле – удовольствие довольно дорогое. Она подразумевает использование твердых пород дерева, украшенных интарсией.
Кроме цветной древесины для инкрустации применяются слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металлы. Еще одним обязательным условием создания китайской обстановки считается соблюдение принципов фэн-шуй. Согласно одному из них, в доме непременно должны присутствовать пять элементов: вода, дерево, огонь, металл и земля; только вместе они символизируют завершенность и создают уют и гармонию. Универсальным материалом для возведения конструкций, решеток и перегородок в помещениях, а также для создания предметов мебели является бамбук. Количество и число видов мебели в помещении невелико. Интересно, что в противоположность другим восточным народам, для китайского дома характерно присутствие стульев и кроватей. Из обязательных предметов в обстановку непременно следует включить кушетку, которая традиционно была атрибутом китайского дома: окруженная с трех сторон спинками и представляющая собой нечто среднее между кроватью, диваном и сценой. В целом мебель имеет простые прямолинейные формы, однако богато украшена ажурной резьбой и отделкой. Обстановка дополняется всевозможными подставками для ваз и легкой покрытой лаком мебелью малых размеров, в том числе причудливыми комбинациями полочек и ящиков, дверок и ниш для размещения изящных безделушек и декоративных аксессуаров.
Необходимым элементом китайской национальной обстановки выступают лакированные табуреты. Эти оригинальные конструкции устанавливаются друг на друга по типу этажерки и служат в качестве столиков для цветов и сервировки, а также для резного камня, лака, дерева, эмалей и кости.
Разумеется, невозможно представить китайскую обстановку и без фарфоровой посуды. В соответствии с принципами фэн-шуй мощным стимулятором полезной энергии в доме является свет. Поэтому наилучшим считается естественное освещение интерьера, а значит, в китайском доме обязательно должны присутствовать легкие прозрачные занавески и зеркала, помещенные сбоку от окон. Что касается цвета, фэн-шуй советует избегать преобладания монохромной палитры: не только стены, но и пол и потолок следует делать многоцветными. Цветами счастья в Китае традиционно считаются золотистый, красный и коричневый. Дополнить обстановку а-ля Китай помогут медные колокольчики, «музыка ветра» и правильно подобранные ароматы. Считается, что в совокупности все это оказывает очищающее действие на окружающую обстановку и состояние обитателей дома.
Японская модель
По мнению дизайнеров, именно японский стиль с его ясной логикой, функциональностью и разумным оформлением пространства становится сегодня одним из излюбленных образцов для подражания в европейском интерьере. Небольшие комнаты кажутся пустыми и строгими; несколько изысканных изделий мебели, циновки и легкие ширмы создают гармоничное пространство. Главный геометрический принцип – горизонтальность внутренних помещений, открытость построек, прямые линии и прямые углы, отсутствие декора. Внутри японский дом также прост и ясен, как и снаружи. В комнатах у предметов нет постоянного места: они перемещаются по дому по мере надобности. Подобный аскетизм возник не случайно. Первопричиной тому были землетрясения и, как следствие, необходимость часто перестраивать дома. Поэтому интерьер традиционно прост, дом делится на функциональные зоны с помощью ширм, занавесей и раздвижных перегородок (такие «стены» в Японии называются «фасума» или «сёдзи»), а также разных уровней пола. В итоге пространство получается свободным и легким. Испокон веков в японском доме почти не было шкафов, их роль выполняли ниши в стене. Однако, учитывая количество вещей, окружающее современного человека, соблюдение такого принципа было бы крайне неудобным. Выход простой: вся домашняя утварь прячется в многочисленных встроенных шкафах или небольших комодах с множеством выдвижных ящичков. Надо сказать, что японская мебель вообще чрезвычайно оригинальна. Появившись в Европе в конце XIX века, она сразу привлекла к себе всеобщее внимание. В Париже даже появилось движение, возникшее на основе японского прикладного искусства, а входивший тогда в моду модерн воспринял многие элементы японского стиля. Так уж повелось, что в японском доме мало мебели, но вся она прекрасного исполнения: с замечательной металлической фурнитурой, красочной изящной лаковой отделкой, легкая и изящная. Традиционным предметом японского дома являются татами – циновки из соломы, окантованные текстилем, которыми устилают не только полы, но нередко украшают стены, используют как ширмы, подставки и т. д. Материалом для них выступают популярные сегодня растительные компоненты, в частности соломка, джут, сизаль, рафия, бамбук и т. д. Чтобы максимально приблизиться к японскому стилю, письменные и сервировочные столики и стулья следует выбирать непременно небольших размеров. Эта особенность связана с манерой японцев сидеть на полу. Помимо таких обязательных элементов японского интерьера, как ниши и ширмы, обстановку непременно должны украшать небольшие лаковые комоды и сундуки, которые одновременно выступают и в роли аксессуаров – ларчиков, шкатулок для письма, туалетных принадлежностей и т. д. Несмотря на явное пуританство и приверженность растительным материалам, для японского интерьера также характерны бронзовые вазы и рамы, изделия из цветного и золоченого лака, фарфоровые и фаянсовые украшения. И конечно, талисманом японского дома служат нэцкэ; именно они, по преданиям, делают счастливыми обитателей дома, исполняя самые заветные желания.
По аналогии с китайским, японский дом зачастую является продолжением сада, поэтому в нем должен быть пейзаж. Его роль может выполнять как живописное панно на стене, так и огромные окна, из которых открывается панорама на окружающий ландшафт.
Еще одной особенностью японского интерьера является расположение предметов. Если в европейской традиции принято расставлять мебель по периметру помещения, то в японской, впрочем, как и во многих других восточных, главный объект непременно располагается в центре комнаты. Это может быть камин, диван или небольшое карликовое дерево бонсай, которое, кстати, относится к числу непременных атрибутов обстановки в японском стиле. Своеобразие японского интерьера во многом определяется особым способом освещения и необыкновенным соотношением света и тени. А красота заключается не в самих вещах, а в их комбинациях, которые плетут узор светотени. Поэтому для японского дома столь значимым остается подход к выбору светильников; помимо естественного дневного освещения, здесь непременно должны присутствовать так называемые акари. Эти лампы эффектно подчеркивают полумрак в помещении. Впрочем, «японский светильник», представляющий собой конструкцию из металла (вместо которого раньше использовали бамбук) и рисовой бумаги, сегодня чрезвычайно популярен во многих интерьерных стилях. Что касается выбора палитры, в восточной традиции цвета и их сочетания предопределены круговоротом стихий. Каждый цвет ассоциируется с конкретным первоэлементом, одной из сторон света или энергетическими центрами человека. В этом смысле для японского интерьера наиболее подходящими считаются «земные» и «небесные» цвета желтой и голубой гаммы. Впрочем, для того чтобы оформить собственный дом в стиле, вовсе не стоит имитировать традиционное японское жилище. Тем более что многое в нем не столь удобно для европейца, с совершенно иными требованиями к комфорту. Поэтому для творческого осмысления и создания вариаций на тему Японии будет вполне достаточно руководствоваться принципами минимализма, скрашенного этническим колоритом и, конечно, использованием натуральных материалов для отделки и изготовления мебели. Владимир МИХАЙЛОВ
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Действительно, восточные мотивы в интерьерных решениях сейчас очень популярны. Именно поэтому салоны и студии, следующие модным тенденциям дизайна интерьеров, представляют коллекции керамической плитки, воспроизводящие традиции Востока. Здесь можно найти плитку, повторяющую структуру натуральных материалов, фактуру ткани, рисунок бумажных обоев – словом, все для создания интерьера в китайском или японском стиле. В восточном интерьере прекрасно смотрится испанская плитка Bambu, имитирующая бамбук (производитель Venis). Строгие, лаконичные черты японского минимализма характерны для коллекции Madrigal (Peronda) и Stick (Porcelanosa). А новинка сезона – тонко расписанная пагодами коллекция итальянского керамогранита Thin (Casa dolce casa) – создаст изысканный образ китайского дворца. Использование современных технологий позволяет увеличивать размер плитки при сохранении ее геометрических параметров и делать минимальный зазор между элементами, создавая практически бесшовное покрытие стены.
Валентина ГУЛЯЕВА, маркетолог салона элитной керамики «NOVUS» |
Источник: Загородное обозрение
|