Главное меню


Посетителей онлайн:403
 Логин:
 Пароль:
Защитный код:

Секретный код
Повторить код
 
Забыли пароль?
Забыли логин?

  Статьи / Япония: статьи, заметки, интересное / Обезьяна: символ и жизнь

Обезьяна: символ и жизнь


Япония: статьи, заметки, интересное

Япония - одна из немногих развитых стран, где люди не единственные приматы, живущие свободно на ее территории. Другими представителями приматов в Японии являются обезьяны - "звезды" наступающего года.

В канун празднования Года Обезьяны красные мордочки обезьян стали главным изображением на поздравительных открытках, календарях, деревянных дощечках "эма", которые с текстами пожеланий вывешиваются в буддийских и синтоистских храмах, а также на многочисленных подарочных изделиях.

Но, несмотря на то что в Японии люди и обезьяны вместе сосуществуют уже несколько десятков тысяч лет, а обезьяна является главным персонажем большинства известных народных сказок, немногие могут с уверенностью сказать, что хорошо знают о разновидностях японских обезьян или о том, как складывались отношения между японцами и обезьянами на протяжении столь долгого времени.

Наиболее многочисленный вид "нихондзару" - японские макаки. Уже само название этого вида говорит о том, что он обитает исключительно в Японии. Специалисты считают, что далекие предки японских макак переселились на японский архипелаг приблизительно 300 - 500 тысяч лет назад с Корейского полуострова, стремясь расширить границы территории своего обитания.

В настоящее время самая южная территория обитания макак - остров Якусима (префектура Кагосима), а самая северная - полуостров Симокита (префектура Аомори). Популяция обезьян, живущая на полуострове Симокита, где зимой температура может опускаться до 14 градусов ниже нуля по Цельсию, - самые северные животные-приматы в мире. Обезьяны Якусимы также классифицируются как особый подвид.

Хотя обезьяны и всеядны, они преимущественно питаются растениями - молодыми побегами и листьями весной и плодами и семенами осенью. Продолжительность жизни обезьян составляет приблизительно 25 - 30 лет.

"Многие люди полагают, что стая обезьян управляется вожаком, самцом или самкой, но на самом деле так бывает далеко не всегда", - рассказывает 57-летний Юкихиса Мито, сотрудник Японского центра по изучению обезьян, расположенного в городе Инуяма (префектура Аити).

В действительности поведение обезьян целиком зависит от окружающей среды. Если обезьяны живут в районах, где имеют достаточное количество пищи и не испытывают угрозу со стороны человека, они не нуждаются в лидере.

Уже более 30 лет Мито наблюдает диких обезьян, проживающих во всех районах страны, в том числе и в самых северных.

"Они никогда не пытаются "выгнать" людей со своей территории, пока мы не причиняем им вреда", - говорит Мито.

Например, однажды Мито дремал под тенистым деревом после завершения полевых наблюдений. Внезапно он проснулся от ощущения, что кто-то заботливо гладит его по волосам. "Я приоткрыл глаза и увидел обезьяну из стаи, которую я наблюдал, - рассказывает ученый. - Я чувствовал, что по-настоящему счастлив".

Нечто подобное переживали многие исследователи, изучающие обезьян.

В книге под названием "История общения человека и обезьяны", которую Мито написал совместно с Кунио Ватанабэ, сотрудником Научно-исследовательского института приматов при университете Киото, подчеркивается, что во взаимоотношениях человека и обезьяны всегда соблюдались гармония и идеальное равновесие.

Люди имели тесные контакты с обезьянами с давних времен, о чем свидетельствуют изображения приматов на керамических изделиях, обнаруженных в древних могилах и руинах поселений, датируемых периодом Дзёмон (10000 - 300 лет до н.э.). Изображение обезьян встречается и на известной картине "Тёдзю-гига" ("Свиток веселящихся животных и людейхранящейся в храме Kодзандзи в Киото, которая была создана в период Хэйан (794-1192 годы).

В период Камакура (1192-1333 годы) об обезьянах было сложено множество сказок и легенд. В частности, возникло поверье, что вид обезьяны имеет дух-защитник лошадей. Поэтому крестьяне помещали в конюшни черепа и конечности обезьян в качестве амулетов, отгоняющих злых духов.

Поскольку по-японски слово "обезьяна" "сару" звучит так же, как глагол "покидать", или "уходить", люди полагали, что обезьяны способны удерживать зло вдали от человека.

Но какое отношение при этом обезьяна имеет к лошадям? "Часто олени перемещаются по тем же тропам, которые обезьяны протаптывают в горах. Раньше считали, что травоядные животные питаются плодами, которые обезьяны сбрасывают вниз с деревьев. Наблюдая взаимосвязь между травоядными животными и обезьянами в горах, люди сделали вывод, что эти животные очень близки друг другу", - поясняет Мито.

Однако наряду с этим люди вели и охоту на обезьян, употребляли их мясо в пищу и готовили из него снадобья для лечения гинекологических заболеваний - людей поражала легкость, с которой обезьяны рожают потомство.

В эпоху Мэйдзи (1868-1912 годы) люди уже не испытывали былого чувства благоговения перед обезьянами. "Драматические изменения в экономике, которыми сопровождался процесс европеизации Японии, сосредоточили внимание народа на получении финансовой прибыли, даже за счет эксплуатации живой природы", - продолжает Мито.

Однако некоторые традиции, связанные с почитанием обезьян, сохранились и до сих пор. Жители города Такаяма, расположенного в горах Хида (префектура Гифу) и сейчас изготавливают мягкие игрушки "сарубобо", которые имеют большую округлую голову. "Сарубобо" на местном диалекте означает "ребенок обезьяны", и сначала пожилые женщины их шили как игрушки для внуков, но позже стали использовать в качестве амулетов, оберегающих здоровье детей. Сейчас эти забавные куклы в своей ярко-красной одежде стали популярными сувенирами для туристов.

Япония внесла свой вклад в мировую науку своими научными исследованиями обезьян, известными внутри страны как "саругаку" - наука об обезьянах. В 1950-е годы японские исследователи добились большого успеха, установив контакт с популяцией японских макак на острове Кодзима в префектуре Миядзаки.

Дзюнъитиро Итани, ведущий зоолог-исследователь, который умер два года назад, в одном из своих интервью рассказывал о своем первом контакте со стаей обезьян в префектуре Миядзаки в 1948 году.

"Я никогда не забуду, как шерсть обезьян блестела на солнечном свете. Я был поражен красотой этих животных", - говорил он.

Жительница острова Кодзима заметила молодую самку, которая мыла клубни сладкого картофеля, оставленного учеными и сразу сообщила об этом. Позже ученые обнаружили, что и другие обезьяны стали мыть картофель, прежде чем употреблять его в пищу. Ученые опубликовали отчет о "распространении культуры в обществе обезьян", который стал настоящей сенсацией, заставшей зарубежных коллег врасплох.

Диких обезьян можно встретить и в окрестностях Токио. Они живут в горах недалеко от районов Хинохарамура, Окутаматё и на западе столицы. Их более 800.

Однако соседство обезьяны и человека нередко порождает и ряд проблем. Прежде всего, это касается повреждения животными окрестных полей и в последнее время ситуация все более ухудшается. В целях предотвращения повреждений сельскохозяйственных угодий в Японии ежегодно отстреливают более 5 тысяч обезьян. В окрестностях Токио, по решению администрации муниципалитета, отстреливают 60 обезьян в год.

В то время как в других странах над многими видами обезьян нависла угроза исчезновения, у японских обезьян другая проблема - появление гибридных видов, представляющих собой помесь иностранных и отечественных обезьян.

В марте этого года представители администрации префектуры Вакаяма поймали семь обезьян и убили их. Эти обезьяны оказались не японскими макаками, а помесью японских и тайваньских обезьян.

Длина хвоста японской обезьяны равна приблизительно 10 см, а хвосты семи обезьян из Вакаямы были от 20 до 40 см длиной. Это наглядно подтверждает, что обезьяны не были местными.

В префектуре Тиба тоже проживают около 100 обезьян, которые не являются японскими. Наиболее часто они встречаются в окрестностях Татэямы и Сирахамамати.

"Это произошло в результате того, что завезенные обезьяны были выпущены на волю и превратились в диких", - считает Мито.

"Я хочу призвать всех заново обдумать, как нам следует решить настоящие проблемы, связанные с обезьянами, и не ограничиваться только праздничным чествованием обезьяны в качестве символа наступающего года", - в заключение сказал ученый.

Саори Кан
Газета Yomiuri, 2003.12.29

  

[ Предыдущая статья ] [ Назад в раздел - Япония: статьи, заметки, интересное ] [ Главная страница ] [ Случайная статья ] [ Следующая статья ]


(1122 Всего слов в этой статье)
(6404 Прочтено)   Напечатать текущую страницу








Реклама на сайте | Конфиденциальность | Контакты