Самой ожесточенной битвой, которая шла одновременно на море, на суше и в воздухе, и которая вообще когда-либо случалась в истории человечества, видимо, следует считать сражение за Окинаву, начавшееся 1 апреля 1945 г. Силы союзников насчитывали около 1,5 тыс. боевых и вспомогательных кораблей, при поддержке более чем 20 авианосцев, число десанта превысило 600 тыс. (!) человек (Остров Окинава являлся ключевым плацдармом, в случае захвата которого союзники получали бы в свое распоряжение аэродромы, с которых тяжелые бомбардировщики В-29 могли достигать и подвергать массированным бомбежкам не только Токио, но и большинство промышленных городов, имевших стратегическое значение для обороны Японии. − Прим. авт.).
Той сокрушительной мощи Япония могла противопоставить только беспримерно отчаянные атаки наспех обученных камикадзе: японский флот, армия и авиация многократно уступали нападавшим. Именно в битве за Окинаву и именно в апреле ярость камикадзе достигла своего пика: массированные атаки пилотов-смертников приводили в ужас военных моряков и в бешенство − высшее командование.
С одной стороны, плотность заградительного огня союзников достигла такой мощи, что, казалось бы, сводила на нет все попытки камикадзе совершить смертельные пике на крейсера, авианосцы и эсминцы (В тех боях огнем ПВО кроме японских самолетов были сбиты и 38 собственных истребителей. − Прим. авт.). С другой же − бои на море и в воздухе привели к столь значительным потерям сторон, что 12 апреля 1945 г. американский президент Рузвельт внезапно умирает от кровоизлияния в мозг (По вполне понятным причинам, военные историки США или Великобритании не согласятся с такой интерпретацией, однако факт − вещь упрямая: именно во время невиданно ожесточенной битвы за Окинаву это и случится. − Прим. авт.).
Битва за Окинаву растянется на несколько месяцев, обернется для воющих сторон огромными потерями в живой силе и технике, однако на боевом духе пилотов-смертников это практически никак не отразится, чего нельзя сказать о боевом духе американцев и англичан. Было от чего прийти в отчаяние: за 10 месяцев самоубийственных атак корпуса «Симпу» и его армейских аналогов тихоокеанский флот США понесет большие потери, чем за 3 предыдущих года.
Но не всё поддается бухгалтерскому учету: именно адмирал Ониси больше всех подмочит репутацию военно-морских флотов США и Великобритании: от панического ужаса при приближении камикадзе ни американцы, ни англичане не могли избавиться до самого последнего дня войны. Многие из военных моряков, подвергшиеся их яростным атакам, получали серьезные психические расстройства, и по этой причине в лучшем случае их переводили в береговые службы, в худшем − отправляли в госпиталя (Власти США и Великобритании засекретили все события, связанные с атаками камикадзе. Видимо, для того, чтобы моральных дух военных моряков не упал «ниже плинтусов». США, например, опубликовали свою версию потерь от налетов камикадзе только после войны, и их версия кардинально расходится со статистикой, которую вели в корпусе «Симпу». − Прим. авт.).
Однако мало того, что адмирал Ониси не попался ни в одну из ловушек, не погиб от шальной пули и самоотверженно дрался до конца войны, так он еще и ускользнул от возмездия со стороны США и Великобритании (Именно от возмездия, а не от правосудия. Начавшийся в 1946 г. по инициативе США Международный военный трибунал по Дальнему Востоку был задуман как суд над главными военными преступниками, и, соответственно, обвинял высших должностных лиц Японии в совершении военных преступлений. Однако ни те, кто непосредственно сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, ни те, кто отдали такой бесчеловечный, если не сказать − людоедский приказ, среди обвиняемых в военных преступлениях не значились. И только по одной этой причине считать Токийский трибунал законным и справедливым − кощунственно и цинично. − Прим. авт.).
На Токийском судилище адмирал Ониси, несомненно, был бы объявлен военным преступником и повешен. И хотя никаких особых преступлений за ним не числилось, это уже не имело значения: все его геройства и придумки давно сидели в печенках не только у командования ВМФ, но и администрации США (То же самое можно сказать и о Великобритании. − Прим. авт.).
Однако и тут окаянный адмирал сумел обойти виселицу: он не стал дожидаться трибунала, на следующий день после объявления капитуляции сделал сэппуку и отправился вслед за своими камикадзе в мир иной. В мир божественных покровителей Японии − воинственных ками, где, в соответствии с верованиями японцев, ему было гарантировано почетное место. Выбранный им способ самоубийства − без помощи ассистента, который одним ударом большого самурайского меча мгновенно прекратил бы ненужные мучения после вспарывания живота, видимо, указывает на то, что «отец камикадзе» признавал свою личную ответственность перед тысячами пилотами, которых он отправил в последний полет. Мучительная агония затянулась на много часов, но адмирал Ониси с честью выдержал и это испытание.
Такой исход поставил оккупационные американские власти в тупик: воспользовавшись своим неотъемлемым правом на смерть, высокопоставленный самурай оставил в дураках не только обвинителей и судей грядущего Международного военного трибунала, но и сразу две сильнейшие морские державы. Кому теперь предъявлять обвинения за позор Пёрл-Харбора и тот смертельный ужас, который внушали его неустрашимые камикадзе? Ведь если тоннаж потопленных или изуродованных военных кораблей еще можно было списать на самую ожесточенную и кровопролитную войну в истории человечества, то на кого теперь списывать трусость и малодушие военных моряков антияпонской коалиции? (За исключением Англии и США, остальные участники антияпонской коалиции наотрез отказались воевать с сумасшедшими камикадзе. − Прим. авт.)
Ирония судьбы: один из главных виновников того несмываемого позора − великий адмирал флота Ямамото − был подло убит еще в 1943 г., а два других *** на сына и вовсе, словно насмехаясь над победителями, демонстративно сделали сэппуку…
В такой неординарной ситуации даже англичане не рискнули требовать эксгумации тел своих обидчиков, чтобы предать их суду (Такой прецедент в истории Великобритании случался. В середине XVII в., когда Карл II Стюарт военным путем захватил английский трон, изначально принадлежавший ему по праву наследования, он в отместку за невиданный позор − казнь своего отца, Карла I, приказал вскрыть могилу главного инициатора той беспримерной казни − Оливера Кромвеля. Того самого Кромвеля, что при своей жизни был лорд-протектором Англии, Шотландии и Ирландии − то есть фактическим правителем государства. И хотя виновник той государственной смуты и беспрецедентного позора королевской семьи Стюартов успел умереть своей смертью за несколько лет до тех событий, это ничего не изменило. Тело Кромвеля привезли в Лондон, предали Королевскому суду и публично обезглавили. Однако и этого Карлу Второму показалось мало: после казни тело Кромвеля не предавалось земле, а его отрубленная голова много лет «украшала» мрачные стены лондонского Тауэра. − Прим. авт.).
Никто не может упрекнуть самураев в милосердии по отношению к своим врагам, однако мертвых они не казнили. Более того, они считали, что смерть не бесчестит − таково одно из непреложных положений их кодекса чести − Бусидо. И это не только подчеркивает пропасть между менталитетами разных культур, но и показывает лицемерие западной морали.
6. ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ
После капитуляции Японии США несколько лет упивались своим триумфом и вели себя в оккупированной стране вызывающе беспардонно даже по отношению к своему ближайшему союзнику − Великобритании. В отличие от случая с капитуляцией Германии, которую, по числу основных союзников, разделили на 4 оккупационные зоны, делиться с кем-либо своим главным трофеем − Японией, Соединенные Штаты не собирались. По очень простой, но веской причине: атомных бомб у союзников не было.
Правда, всех причастных, мало причастных и вовсе непричастных к их блистательной победе пригласили поучаствовать в Токийском трибунале − в качестве свадебных генералов (В их числе оказались даже такие, чисто номинальные страны-участницы, как Австралия, Нидерланды или Новая Гвинея, вклад которых в разгром Японской империи был настолько велик, что не оценен и поныне. − Прим. авт.).
Не один адмирал Ониси сумел избежать над собой судилища и позорной казни − таких офицеров, генералов и адмиралов было немало. И все они еще раз продемонстрировали несомненное превосходство своей воинской этики над западным лицемерием, словоблудием и беспардонным цинизмом (По приговору Токийского трибунала, все приговоренные к смертной казни были повешены, а затем тайно кремированы. Однако и этого организаторам показательного процесса показалось мало, и потому даже их прах не был выдан родственникам, а был развеян над морем, тоже тайно. − Прим. авт.).
Методы Токийского трибунала оказались подозрительно похожи на методы трибуналов инквизиции Средневековой Европы (Инквизиция, от лат. inquisitio − розыск, в католической церкви в XIII - XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. − Из энциклопедии Кирилла и Мефодия.). Разве что пыток к обвиняемым не применяли да сами «инквизиторы» XX века оказались жидковаты по сравнению со своими историческими предшественниками, и потому не рискнули сжигать «еретиков» публично.
Адмирал Ониси ни во что не ставил моральные качества и воинскую честь своих врагов даже с вполне обычной, несамурайской точки зрения. Что же тогда говорить о кодексе Бусидо? Янки и Бусидо − вещи несовместные (Сравните: после Русско-японской войны 1904 − 05 гг. японское правительство наградило командира легендарного крейсера «Варяг» орденом Восходящего Солнца и даже открыло музей, который был посвящен бесстрашным русским морякам, принявших неравный бой с целой эскадрой.
Как уже было сказано, Ониси Такидзиро служил в военной разведке и много лет изучал американцев вблизи. И, видимо, еще тогда сделал для себя выводы касательно моральных качеств потенциальных противников Японской империи. С точки зрения самурая, враги, не обремененные понятиями воинской чести, способны не только на любую низость в отношении живых врагов или мирного населения, но и даже на кощунство по отношению к мертвым (В глазах японцев, культура которых насчитывает тысячелетия, американцы выглядели вандалами: беспринципными, алчными и бесчестными людьми, культура которых находилась в зачаточной стадии. − Прим. авт.).
И, как покажут события послевоенных лет, такие опасения имели под собой основания: мало того, что Токийский трибунал приговорит высокопоставленных самураев к казни через повешение − что само по себе несовместимо с понятием самурайской чести, так и прах казненных будет тайно развеян, словно сам Трибунал был не легальным юридическим процессом, а сходкой международных воровских авторитетов.
Что же до организаторов Токийского военного трибунала, то американцы были прагматичны до мозга костей, и потому всегда исходили не из моральных принципов − это чуждо их натуре, а из собственных шкурных интересов. Поэтому они опасались не гнева мифических ками, а мести оскорбленных самураев. Именно по этой причине они не могли и не смели подвергнуть императора Хирохито даже самому легкому, например, условному наказанию (Для японцев фигура императора неприкосновенна и священна, и потому любой приговор в его отношении означал бы, что в поверженной Японии в одночасье появились бы даже не тысячи, а миллионы камикадзе, которые начнут всеми мыслимыми и немыслимыми способами истреблять солдат и офицеров оккупационных войск. − Прим. авт.).
7. ВМЕСТО ЭПИТАФИИ
Однако ни история ненавистного для англо-американцев адмирала Ониси, ни история казненных по приговору Токийского международного трибунала японских военачальников, министров и дипломатов не закончилась с их смертью. На этот раз причина парадокса в лицемерии западной морали: призывая японцев на словах к взаимопониманию, терпимости и прощению, в действительности же Запад не желал прощать даже мертвых (На Токийском трибунале семеро осужденных были приговорены к смертной казни через повешение и казнены, еще трое умерли во время процесса. − Прим. авт.).
Казалось бы, так, не так, но Токийский трибунал выполнил свою задачу, доходчиво сформулированную для него американцами: вину подсудимых установил, смертные приговоры вынес и привел их в исполнение… Ну так и оставьте мертвых в покое. Ан нет! Как только таблички с именами казненных появились в главном синтоистском храме Японии − Ясукуни, Запад зашелся в истерии: не место душам военных преступников в самом почитаемом храме страны! (Чинимый американскими властями Международный военный трибунал, похоже, допустил непростительную историческую ошибку: надо было в качестве дополнительного наказания запретить душам казненных становиться ками по крайней мере в течение ста лет. Наподобие того, как запрещают осужденным по уголовным статьям заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности, например − педагогической. − Прим. авт.)
Случай по-своему беспрецедентный: какое дело иностранным обвинителям и палачам до душ казненных? Пусть с этим разбирается японское общество и синтоистские иерархи − кого и куда определять после смерти, но в любом случае это внутреннее дело самих японцев. Не тут-то было: и спустя много лет, уже в наше время, визит любого японского министра в храм Ясукуни неизменно сопровождается политическим скандалом, старательно раздуваемым возмущенной общественностью Запада и сопровождаемым официальными протестами со стороны так называемых стран демократии (Те же Соединенные Штаты, Великобритания и иже с ними только в одном XX веке участвовали в несметном количестве захватнических войн и вооруженных конфликтов, суть которых, вне зависимости от лицемерной риторики, всегда сводилась к переделу мира и к попыткам «наложить лапу» на национальные богатства стран, ставших жертвами их агрессии. При этом заметьте, что, например, вьетнамцы не возмущаются тем, что их недавние враги, многие годы выжигавшие Вьетнам с помощью варварских бомбежек, напалма и химического оружия, упокоились на самом престижном военном кладбище США − Арлингтонском, где американцы хоронят своих национальных героев. − Прим. авт.).
Была и еще одна причина, по которой адмирал Ониси не питал никаких иллюзий по поводу предстоящего судилища. Ему, как потомственному самураю, было известно знаменитое высказывание полководца Кусуноки Масасигэ, жившего в XIV веке:
Неправда не пересилит правду,
Правде не победить закона;
Закон не пересилит власти;
Власти не победить Небес.
Если уж это было справедливо по отношению к самому военному сословию Японии, то чего ожидать от чужеземных врагов, лишенных благородства воинской этики?
Иноземцам не победить воинственных духов ками − покровителей Японии, в этом адмирал не сомневался. И хотя ту войну самураи проиграли, однако они сделали всё, что было в их силах, и честно выполнили свой воинский долг. Это подтверждает и предсмертное стихотворение Ониси Такидзиро:
Омыта и ясна,
Теперь луна сияет.
Гнев бури миновал.
Теперь все сделано,
И я могу уснуть
На миллионы лет.
Трудно не согласиться с окаянным адмиралом императора Хирохито: он не поступился своей честью и имеет право спокойно спать миллионы лет. Похоже, именно это и бесит его бывших врагов − позор-то невиданного разгрома в Пёрл-Харбор и страх перед его отчаянными камикадзе останется в истории человечества тоже на миллионы лет. Отсюда и непрекращающиеся попытки обвинить его в том, что он обрекал на верную смерть тысячи своих подчиненных − пилотов-смертников.
Да, как сказали бы на Западе, взял он грех на душу… Однако его вина не перед «надменными врагами» (обычно именно так самураи называли англо-американские орды, с которыми сражались. − Прим. авт.), а перед соотечественниками, отдавшими свои жизни ради победы. И потому − это внутреннее дело самих японцев, но никак не их бывших врагов (Феномен появления пилотов-смертников до сих пор не может получить взвешенной оценки: часть японского общества оправдывает действия адмирала Ониси, другая − ставить это ему в вину. − Прим. авт.).
«Путь воина − означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди.
Невольно напрашивается вопрос: «Почему я должен умирать, когда это невыгодно? Почему я должен платить жизнью за ничто?»
Это обычные рассуждения себялюбивых людей. Когда надлежит сделать выбор, не позволяй мыслям о выгоде колебать твой ум. Принимая во внимание, что все мы предпочитаем лучше жить, чем умереть, это предпочтение определяет и наш выбор.
Думай об ожидающем тебя бесчестии, когда ты, стремясь к выгоде, вдруг ошибешься. Подумай о жалкой участи человека, который не добился цели и продолжает жить.
Когда ты потерпел фиаско в своих намерениях и расплачиваешься за свою неосмотрительность смертью − значит, твоя жизнь проведена бесцельно; но помни, что твоя смерть не роняет твоего достоинства. Смерть не бесчестит.
Выполнение долга должно быть безукоризненным, а твое имя незапятнанным» (Из кодекса чести самураев «Бусидо». Словосочетание «бусидо» по-японски означает «путь воина». − Прим. авт.).
Остается добавить, что именно следование нормам Бусидо, выработанным самураями за тысячи лет, и позволило Ониси Такидзиро не только успешно противостоять беспринципным врагам и создавать им невиданные прежде проблемы, но и оставить их без должной сатисфакции. И теперь он действительно может спокойно спать миллионы лет − потому что ни на йоту не поступился своей самурайской честью. Ну а как будут в глазах потомков оправдываться его бывшие враги, которые, несмотря на колоссальное военное превосходство, так и не смогли сломить самурайский дух его древней страны − это не его проблемы.
Ониси Такидзиро прожил всего 54 года, из которых 37 отдал Военно-морскому флоту Японии, и прошел путь самурая до конца. Его дух вернулся в храм Ясукуни в качестве воинственного божества, покровителя Японии, и таковым он останется и ныне, и присно, и во веки веков. Банзай!